Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Оконешникова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя привлекаемого лица на решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Окружной администрации города Якутска,
установил:
Постановлением заместителя начальника Якутского межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по РС(Я) Николаева В.И. от 11 сентября 2018 года Окружная администрация г.Якутска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи Якутского городского суда РС (Я) от 28 ноября 2018 года по жалобе Окружной Администрации г.Якутска вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель Окружной Администрации г.Якутска Федоров Е.К. обратился в Верховный суд РС (Я) с жалобой, в которой просит решение отменить, вынести по делу новое, которым жалобу удовлетворить. В жалобе указывает на то, что исполнение решения суда было невозможным в виду отсутствия свободного жилого фонда.
Представитель Окружной Администрации г.Якутска в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, учитывая, что он извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения судебного пристава-исполнителя Сергеевой А.Ю, прихожу к следующему.
На основании ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) в своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
При этом согласно статье 1 Закона о судебных приставах на судебных приставов возлагаются, в том числе, задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов.
В соответствии со статьей 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Как следует из статьи 14 Закона о судебных приставах, законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации; невыполнение законных требований судебного пристава, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" к исполнительным документам, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Согласно статье 14 Закона об исполнительном производстве решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые должностными лицами службы судебных приставов со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов (часть 1).
Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде (часть 2).
В соответствии со статьей 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11).
Статья 105 Закона об исполнительном производстве, устанавливающая общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия, предусматривает, что в случаях неисполнения должником указанных требований в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
В силу статьи 113 Закона об исполнительном производстве неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа (часть 2).
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Окружная администрация г.Якутска привлечена к ответственности в рамках исполнительного производства по неисполнению требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
04 июня 2015 года судебным приставом-исполнителем ЯГОСП УФССП России по РС(Я) возбуждено исполнительное производство N... основании исполнительного листа N N... от 21.05.2015, выданного Якутским городским судом РС(Я) на основании решения суда, вступившего в законную силу 05.05.2014, о возложении обязанности на Окружную администрацию г.Якутска предоставить ФИО10, ФИО9 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ********.м, состоящего из 2-х комнат, находящееся в черте г.Якутска, отвечающее санитарным нормам и техническим правилам.
Должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 04.06.2015 г, требования исполнительного документа не исполнены.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа, в соответствии со ст.ст.112, 115 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебным приставом-исполнителем 26.09.2016 вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере ******** рублей.
01 августа 2018 года судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 06.08.2018.
Постановлением заместителя начальника ЯМО по ИОВИП УФССП России по РС(Я) Николаева В.И. от 11 сентября 2018 года Окружная администрация г.Якутска привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Судья пришел к правильному выводу о наличии у Окружной администрации г.Якутска реальной возможности для соблюдения в установленный срок содержащихся в исполнительном документе требований и непринятии им всех зависящих от него мер по их соблюдению и правомерно установилдоказанной вину заявителя в совершении административного правонарушения.
Доказательств наличия оснований, препятствовавших исполнению этих требований до привлечения юридического лица к административной ответственности, суду не представлено.
Признав исследованные доказательства достаточными и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья сделал правильный вывод о том, что в действиях Администрации г.Якутска усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что возложенную обязанность предоставить истцам жилое помещение исполнить невозможно ввиду отсутствия свободного муниципального жилья, не является основанием для освобождения от административной ответственности. Указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Ссылка на недостаток финансирования Администрации, необходимого для осуществления мероприятий по исполнению решения суда, также не может быть признан уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода времени вступившего в законную силу судебного решения.
Нарушения процессуальных требований закона, которые могли бы повлечь необходимость отмены принятого по делу решения, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Окружной администрации города Якутска оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС (Я): М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.