Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего судьи Чайкиной Е.В.
и судей краевого суда Волошиной С.Э.
Подшиваловой Н.С.
с участием прокурора Тимофеева В.Ю.
при секретаре Скубиёвой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 декабря 2018 года гражданское дело по иску Цыремпиловой А. Б. к Читинской таможне Федеральной таможенной службы Сибирское таможенное управление о признании приказа о применении взыскания в виде увольнения незаконным, восстановлении на работе в прежней должности,
по апелляционной жалобе истца Цыремпиловой А.Б.
на решение Центрального районного суда города Читы от 04 сентября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Цыремпиловой А. Б. к Читинской таможне Федеральной таможенной службы Сибирское таможенное управление о признании приказа о применении взыскания в виде увольнения незаконным, восстановлении на работе в прежней должности отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В, судебная коллегия
установила:
Цыремпилова А.Б. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она проходила службу в Читинской таможне, с 2010 года в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N таможенного поста МАПП Забайкальск. Приказом Читинской таможни N от 10 мая 2018 г. к истцу было применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия при условии совершения проступков - утаивание (непредставление) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. На основании указанного приказа служебный контракт с истцом расторгнут, о чем истец была уведомлена "Дата". Данный приказ и увольнение со службы истец считает незаконными, поскольку работодателем при применении к истцу крайней меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения за утрату доверия, не были учтены обстоятельства, при которых совершен истцом проступок, предшествующее поведение и отношение к труду с момента трудоустройства, отсутствие взысканий за аналогичные правонарушения, отсутствие умысла работника на сокрытие доходов, наличие на иждивении у истца малолетнего ребенка. Просила суд признать незаконным приказ Читинской таможни N от 10 мая 2018 г, восстановить в ранее замещаемой должности (т. N).
Судом постановлено вышеприведенное решение (т. N).
В апелляционной жалобе истец Цыремпилова А.Б. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Судом не учтена степень вины истца, отсутствие в ее действиях умысла на совершение коррупционного правонарушения, положительная характеристика начальника истца, период нахождения истца в декретном отпуске в отчетные периоды 2014-2016 г.г. Кроме того, суд не принял во внимание, что решение работодателя об увольнении не может быть обоснованным, поскольку на заседании комиссии истец не только сообщила работодателю сведения о наличии у нее в собственности имущества, транспортных средств, денежных вкладах и движении денежных средств по ним, но и давала развернутые ответы на возникшие вопросы в ходе проверки, которые способствовали раскрытию информации и по факту свидетельствовали об отсутствии нарушении запретов либо о получении служащим дохода от коррупционной деятельности. Обращает внимание, что в случае малозначительности коррупционного правонарушения в качестве меры наказания к работнику применяются также замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Анализ проступков, выявленных в ходе проведенной проверки ответчика, не относится к обстоятельствам, влекущим увольнение либо признанным значительными и в большей части связаны с некорректным заполнением декларации, на основании представленных истцу сведений из банков, в том числе отделом кадров работодателя (т. N).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Читинской таможни Мыхтонюк С.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (т. N).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения истца Цыремпиловой А.Б, ее представителя Шабаева И.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Читинской таможни Мыхтонюк С.А, Власовой И.В, полагавших решение суда законным и обоснованным, заслушав заключение прокурора Тимофеева В.Ю, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
Приказом ФТС России от 25 сентября 2015г. N 1936 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы в таможенных органах, учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, и представительствах таможенной службы Российской Федерации за рубежом, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Должность, которую занимала истица - старшего государственного таможенного инспектора, включена в данный Перечень.
Часть 6.1 ст. 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает, что непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Правовую основу привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.
В целях противодействия коррупции Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установилдля лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, следующие запреты и обязанности: запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пункт 3 части 1 статьи 7.1); обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1 и 4 части 1 статьи 8); обязанность представлять сведения о своих расходах (часть 1 статьи 8.1); обязанность уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (часть 1 статьи 9); обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно (часть 1 и 2 статьи 11); обязанность в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11).
Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.
В соответствии со ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности; вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом N от 19.08.2008 года Цыремпилова А.Б. назначена на должность инспектора отдела административных расследований Забайкальской таможни, на основании приказа Читинской таможни от 27.06.2017 года N назначена на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N и таможенного поста МАПП Забайкальск.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляет, в том числе гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 280-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Цыремпилова А.Б. предоставила представителю нанимателя недостоверные и неполные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе на свою несовершеннолетнюю дочь, проведенной проверкой выявлен факт отсутствия подтверждения источника поступления денежных средств на банковские счета.
"Дата" в Читинскую таможню поступило информационное письмо заместителя начальника Сибирского таможенного управления о совершении Цыремпиловой А.Б. возможного коррупционного правонарушения (т N).
По данному факту работодателем проведена служебная проверка, доклад о результатах проведенной проверки и заключение по которой были рассмотрены на заседании комиссии Читинской таможни по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, что подтверждается выпиской из протокола N от 20 апреля 2018 года (т. N).
Сведения, представленные А.Б. Цыремпиловой, проверены в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065.
Установлено, что предоставленные истицей сведения являются неполными и недостоверными, с учетом информации, изложенной в ходе заседания Комиссии, объяснений, представленных А.Б. Цыремпиловой и результатов изучения членами Комиссии документов, полученных в ходе проведения проверки, начальнику таможни рекомендовано рассмотреть вопрос об увольнении А.Б. Цыремпиловой из таможенных органов Российской Федерации в связи с утратой доверия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Приказом N от 10.05.2018 с истицей расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации 11 мая 2018 года в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами) (т. 2, л.д. 199).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Цыремпиловой А.Б. требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истица Цыремпилова А.Б, являясь государственным гражданским служащим, в целях соблюдения требований законодательства не приняла меры по предоставлению уполномоченному представителю нанимателя достоверных и полных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе и на свою несовершеннолетнюю дочь.
Особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены статьей 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. Взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Из указанной нормы материального права следует, что месячный срок для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности исчисляется с момента поступления информации о совершении им коррупционного правонарушения. В указанный срок не включается период проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что информация о совершении коррупционного правонарушения поступила в Читинскую таможню 15.01.2018г, доклад о результатах служебной проверки подготовлен 13.04.2018, заседание комиссии Читинской таможни по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов проведено 20.04.2018 года, указанный срок не включается в месячный срок с момента поступления информации о совершении им коррупционного правонарушения для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.
Процедура и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности, установленные действующим законодательством Российской Федерации и локальными актами Читинской таможни, соблюдены. Заинтересованности в исходе проведении проверки должностных лиц не установлено, представленными доказательствами не подтверждается.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что при наложении на нее дисциплинарного взыскании в виде увольнения не учтена степень вины истца, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, как правильно указано судом первой инстанции, при применении взыскания в виде увольнения ответчиком учтен не только характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, но и предшествующие результаты исполнения истицей своих должностных обязанностей.
Постановлением Забайкальского районного суда Забайкальского края от 30.12.2013 года установлено, что Цыремпиловой А.Б. совершено уголовно наказуемое деяние, квалифицируемое по ч. 1 ст. 285 УК РФ, была освобождена от уголовной ответственности в связи с изданием акта амнистии (т N).
Кроме того, в материалах дела имеется характеристика начальника отдела В, согласно которой Цыремпилова А.Б. распоряжения руководства способна выполнять, но не проявляет инициативу, при увеличении служебной нагрузки пытается избежать ее, на критику и замечания руководства реагирует правильно, но имеет недостаточный уровень знаний таможенного законодательства, в то же время самоподготовкой практически не занимается, имеет дисциплинарное взыскание - замечание (т. N).
Таким образом, доводы стороны истца о том, что ответчиком не учтены предшествующие результаты исполнения истицей своих должностных обязанностей, являются несостоятельными.
Ссылки на отсутствие в действиях истца умысла на совершение коррупционного правонарушения, способствование раскрытии информации не могут быть приняты судебной коллегией, как основание для отменяя или изменения решения суда, так как отсутствие у истицы умысла не являются юридически значимым при рассмотрении данного дела.
Законодательством Российской Федерации перечень и критерии уважительности причин непредставления сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи уважительных и объективных причин не установлен.
При принятии решения по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении государственного служащего (работника), в том числе пояснений государственного служащего (работника) в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения.
Истицей не представлены доказательства уважительных причин, по которым ею были представлены вышеперечисленные недостоверные и неполные сведения за 2014-2016 годы.
Более того, по выявленным фактам Цыремпиловой А.Б. не даны объяснения, отвечающие признакам полноты и достоверности.
Истица, имеющая высшее юридическое образование не могла заблуждаться относительно объема имеющегося у нее в собственности движимого и недвижимого имущества, денежных средств, обязана была обладать полной информацией об использовании такого имущества, а также об источниках средств, поступающих на ее счета в различных банках.
Допущенные истицей нарушения носили систематический и длительный характер.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проступок истца, выявленный в ходе проведенной проверки ответчика, не относится к обстоятельствам, влекущим увольнение либо признание его значительным, и в большей части связан с некорректным заполнением декларации не являются основанием к отмене решения суда, основаны на неверном толковании закона, поскольку норма ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ не позволяет применить иную меру наказания, кроме увольнения, в связи с утратой доверия в случае непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений.
Увольнение сотрудника при вышеприведенном нарушении действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечении нарушения антикоррупционного законодательства.
Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства.
Поэтому федеральное законодательство устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон служебных правоотношений необходимость соблюдения антикоррупционного законодательства.
Поступая на государственную службу, Цыремпилова А.Б. добровольно приняла на себя обязанность соответствовать указанным требованиям.
Следовательно, возможность увольнения истца в связи с утратой доверия обусловлена ее особым правовым статусом.
Судебная коллегия находит решение суда обоснованным и законным, а выводы соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, нормы материального права применены верно.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
В апелляционной жалобе не приведено каких-либо обстоятельств, не исследованных судом первой инстанции и которые могли бы повлиять на принятое судом решение, и не приведено доказательств, опровергающих изложенные в решении выводы суда, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Читы от 04 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Цыремпиловой А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий: Чайкина Е.В.
Судьи: Волошина С.Э.
Подшивалова Н.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.