Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Моисеевой Н.Н. и Фахрутдиновой Р.А.
при секретаре судебного заседания Хабибуллиной Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе
Зариповых Р.Ш. и Р.Х. на решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 11 октября 2018 года, которым Зариповым Расиму Шарипяновичу и Расиме Хатыбулловне отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании включенными (поставленными) в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев, возложении обязанности выдать жилищный сертификат.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Зариповых Р.Х, Р.Ш. и их представителя Гафарова А.М, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиевой Ф.М, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зариповы Р.Х. и Р.Ш. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее - ИК КМР РТ), Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании включенными (поставленными) в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев, возложении обязанности выдать жилищный сертификат.
В обоснование иска указано, что 01 декабря 2003 года
Зариповы Р.Ш. и Р.Х. Кукморским поселковым исполнительным комитетом включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Кукморского районного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2004 года Зариповы Р.Ш. и Р.Х. признаны вынужденными переселенцами. Данное решение вступило в законную силу 21 декабря 2004 года, с этого же момента истцы включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев.
14 июня 2018 года истцы обратились в Исполнительный комитет города Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее - ИК г. Кукмор КМР РТ) с заявлением о получении решения о постановке на учет.
Поскольку письмом ИК г. Кукмор КМР РТ за N287 от 21 июня 2018 года было сообщено, что указанное решение в Исполкоме не сохранилось, уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, истцы просили признать включенными (поставленными) Кукморским поселковым исполнительным комитетом с 01 декабря 2003 года в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать включенными (поставленными) Кукморским поселковым исполнительным комитетом с 21 декабря 2004 года в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев, обязать ИК КМР РТ, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан выдать жилищный сертификат для улучшения жилищных условий.
В судебном заседании истцы Зариповы Р.Ш, Р.Х. и их представитель Гафаров А.М. уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ИК КМР РТ Исрафилов Р.Н. в судебном заседании разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиева Ф.М. разрешение требований о признании семьи Зариповых включенными Кукморским поселковым исполнительным комитетом в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01 декабря 2003 года оставила на усмотрение суда, в остальной части исковые требования не признала.
Представитель третьего лица ИК г. Кукмор КМР РТ Фатыхов А.Р. исковые требования полагал обоснованными.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Зариповы Р.Ш. и Р.Х. просят отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, не дана надлежащая оценка доводам истцовой стороны и представленным суду доказательствам. В жалобе указано, что в ошибках органа местного самоуправления по невключению в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев отсутствует вина Зарипова Р.Ш.
Истцы Зариповы Р.Х, Р.Ш. и их представитель Гафаров А.М. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали.
Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиева Ф.М. в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, предоставляется социальная выплата на их приобретение. Указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Реализация права на жилье указанной категории граждан осуществляется в рамках основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (далее - основное мероприятие), утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года N 1710
(до 01 января 2018 года в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта
2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (пункт 1).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку доказательств обращения истцов в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади в качестве вынужденных переселенцев не представлено.
Данные выводы суда являются правильными.
В соответствии с п.п. "ж" п. 5, п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, подают соответственно в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением документов, указанных
в п.п. "д" п. 19 Правил.
Из вышеуказанных норм следует, что для обеспечения жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, законодательно регламентирован порядок, которым необходимо обращение гражданина в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением с приложением различных документов.
Как следует из материалов дела, 01 декабря 2003 года Зарипов Р.Ш. обратился в Кукморский поселковый Совет местного самоуправления с заявлением о принятии его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вступившим в законную силу решением Кукморского районного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2004 года на Управление по делам миграции МВД Республики Татарстан возложена обязанность признать Зариповых Р.Ш. и Р.Х. вынужденными переселенцами.
Согласно списку граждан, вынужденных переселенцев, поставленных на учет при Кукморском поселковом Совете местного самоуправления для получения жилой площади по состоянию на 01 апреля 2004 года, Зарипов Р.Ш. включен в указанный список как вынужденный переселенец с 30 декабря
2004 года в составе семьи из 4-х человек. Однако данный список должностными лицами органа местного самоуправления надлежащим образом утвержден не был.
Распоряжением N 39 от 25 июня 2018 года руководителем ИК г. Кукмор КМР РТ в связи с отсутствием решения Кукморского поселкового исполнительного комитета о постановке на учет Зарипова Р.Ш. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий признана дата постановки его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01 декабря
2003 года за N 788.
Исходя из пунктов 19, 21, 29, 44 Правил для предоставления гражданам государственных жилищных сертификатов необходима совокупность следующих условий:
признание граждан в установленном порядке вынужденными переселенцами;
постановка органами местного самоуправления граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
подача гражданином в орган местного самоуправления заявления об участии в основном мероприятии (Подпрограмме) и пакета документов, предусмотренного подпунктом "д" пункта 19 Правил;
признание органом местного самоуправления гражданина участником основного мероприятия (Подпрограммы);
включение гражданина в Сводный список граждан-получателей сертификатов на соответствующий год;
представление гражданином пакета документов, предусмотренного пунктом 44 Правил.
В ходе реализации основного мероприятия в 2018 году Зарипов Р.Ш. был заявлен ИК КМР РТ для включения в Сводный список граждан-участников основного мероприятия по Республике Татарстан на 2018 год с составом семьи 2 человека и датой постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях - 01 декабря 2003 года, в связи с чем он включен Министерством в указанный Сводный список и Сводный список граждан-получателей сертификатов
в 2018 году исходя из заявленной даты постановки на учет в органе местного самоуправления за номером N 38.
Между тем доказательств, свидетельствующих об обращении Зарипова Р.Ш. в 2004 году в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его семьи на учет в улучшении жилищных условий как вынужденных переселенцев, истцом суду не представлено. Соответствующее решение в учетном деле также отсутствует.
При таком положении оснований для удовлетворения вышеуказанных исковых требований Зариповых у суда первой инстанции не имелось.
Эти обстоятельства судом определены правильно и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что семья Зариповых в установленном законом порядке была включена в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве вынужденных переселенцев, судом были проверены и обоснованно признаны несостоятельными ввиду отсутствия допустимых доказательств. В силу действующих нормативных актов, регламентирующих порядок выдачи жилищных сертификатов указанной категории граждан, заявители могут быть обеспечены данной мерой государственной поддержки только путем подачи соответствующего заявления с приложением всех необходимых документов.
При таком положении оснований для отмены вынесенного решения по доводам жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 11 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу
Зариповых Р.Ш. и Р.Х. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.