Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Дзыба З.И.
при секретаре судебного заседания Урусове Р.А,
с участием представителя административного истца - Потребительского общества Коопзаготпром-Рынок Азаматова А.Х, представителей административных ответчиков: Правительства КЧР Чагарова А.Т, Управления Росреестра по КЧР Анапиева А.Я,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потребительского общества Коопзаготпром-Рынок к административным ответчикам Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, заинтересованным лицам - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации Малокарачаевского муниципального района об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Потребительское общество Коопзаготпром-Рынок является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость которого определена в размере 14 908 204 рублей 10 коп. Полагая данную кадастровую стоимость завышенной, Потребительское общество Коопзаготпром-Рынок обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Правительству КЧР, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации Малокарачаевского муниципального района об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Требования Потребительского общества Коопзаготпром-Рынок мотивированы тем, что оспариваемая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", равная 14 908 204,10 руб, утвержденная Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014г. N394, завышена, что
приводит к необоснованному увеличению размера земельного налога, подлежащего уплате истцом. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по КЧР в досудебном порядке отказала истцу в изменении кадастровой стоимости земельного участка со ссылкой на несоответствие представленного им отчета об оценке законодательству об оценочной деятельности. По мнению Комисии, к заявлению, поданному в Комиссию, приложен Отчет N17-229, подготовленный 04.12.2017г, с использованием данных выписки о кадастровой стоимости земельного участка, выданной 02.11.2017 г, однако отчет должен быть подготовлен с учетом данных выписки о кадастровой стоимости от 28.05.2018 г, что сделано не было.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере 7 098 324 рублей, то есть равном рыночной стоимости земельного участка согласно представленному отчету об оценке N17-229 ИП Р.М.Х. от 04.12.2017 г. об определении рыночной стоимости земельного участка.
В ходе предварительного судебного заседания представитель административного истца представил суду Отчет N18-209 с использованием данных выписки о кадастровой стоимости земельного участка от 28.05.2018 г. (л.д. 153-132,203), заявил ходатайство о назначении экспертизы с целью установления рыночной стоимости земельного участка.
Определением суда от 16 августа 2018 года по делу назначено проведение судебной оценочной экспертизы (т.1 л.д.235-239).
Представитель административного истца Потребительского общества Коопзаготпром-Рынок Азаматов А.Х. в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил суд установить рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 17.01.2014 года в размере, в котором она определена заключением судебной оценочной экспертизы N4-Э/08/2018, проведенной экспертом ООО "Юридическое агентство "Аргумент"", то есть в размере 7 237 000 рублей.
Представитель административного ответчика Правительства КЧР Чагаров А.Т. возражал против удовлетворения требований административного истца, ссылаясь на обоснованность установленной постановлением Правительства КЧР кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР Анапиев А.Я. не возражал против удовлетворения исковых требований истца, а в части размера установления кадастровой стоимости вопрос оставил на усмотрение суда.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра", а также администрации Малокарачаевского муниципального района, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в письменном заявлении просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Учитывая, что участники процесса надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, их неявка в судебное заседание на основании положений статьи 237 КАС РФ не препятствует рассмотрению данного дела.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если их результатами затронуты их права и обязанности.
Аналогичные положения предусмотрены ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
На возможность оспаривания кадастровой стоимости в судебном порядке указано также в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 ст. 66 ЗК РФ).
При этом в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3 ст.66 ЗК РФ).
Одним из допустимых доказательств по таким спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки. Поэтому, исходя из абз. 5, 6 ч. 16 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подлежит приложению отчет об оценке объекта оценки.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда (ст.24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, часть 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты" имеет площадь "данные изъяты" кв.м, входит в земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для функционирования рынка. Его кадастровая стоимость по состоянию на 17.01.2014 года установлена Постановлением Правительства КЧР от 16.12.2014 года N394 в размере 14 908 204,10 руб.
Как следует из представленных материалов дела, копии налоговых деклараций по земельному налогу, платежных поручений за 2015 -2017 годы, истец уплачивал земельный налог, исчисляемый из кадастровой стоимости земельного участка. Так, за 2015 год земельный налог был уплачен им в размере 34 585.00 рублей, в 2016 году - 223 623.00 рублей, в 2017 года- 223 623,00 рублей (т.1, л.д. 124-138).
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Поскольку Правительством КЧР для спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость, административный истец, чьи права и обязанности она затрагивает, вправе требовать ее пересмотра при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, Потребительское Общество Коопзаготпром-Рынок представило в суд отчет N 18-209 от 14.08.2018 года об определении рыночной стоимости земельного участка, равной 7 098 324, 00 руб. Согласно же кадастровой справке, его кадастровая стоимость по состоянию на 17.01.2014 установлена в размере 14 908 204 рублей 10 коп.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности определением суда от 16 августа 2018 года по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 17.01.2014 года.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 4-Э/08/2018 от 12.10.2018 г, проведенной экспертом ООО "Юридическое агентство "Аргумент"", рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", площадью площадь "данные изъяты" кв.м. на 17 января 2014 года составляет 7 237 000 (семь миллионов двести тридцать семь тысяч) рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности: стажем работы в оценочной деятельности с 2007 года, в должности эксперта - с мая 2017 г. Заключение содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества и не имеет противоречий и ошибочных сведений, влияющих на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Представители сторон доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не высказали, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявили.
Учитывая изложенное, объяснения участников процесса, иные представленные доказательства, суд считает возможным при определении рыночной стоимости объекта руководствоваться заключением судебной экспертизы.
С учетом изложенного, оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными доказательствами, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы возражений Правительства КЧР о том, что изменение кадастровой стоимости является внесением изменений в нормативный акт Правительства КЧР, поэтому административному истцу надлежало обратиться в суд в порядке оспаривания нормативно-правового акта, основаны на неверном толковании закона.
Потребительское обществе "Коопзаготпром-Рынок" обратилось в суд с административным иском об определении кадастровой стоимости на основании главы 25 КАС РФ, регламентирующей порядок рассмотрения дел данной категории. В связи с этим данные дела не подлежат рассмотрению в порядке главы 21 КАС РФ, регламентирующей производство по делам об оспаривании нормативно-правовых актов. Обращение истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости согласуется с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости, что согласуется с ч. 1 ст. 245 КАС РФ, согласно которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Потребительского общества Коопзаготпром-Рынок подлежит удовлетворению.
Поскольку согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января того года, в котором подано заявление, а в данном случае заявление поступило в суд 11 июля 2018 г, а в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по КЧР - 4 июня 2018 г, суд полагает необходимым определить дату обращения как 4 июня 2018 года (ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности), а период применения установленной кадастровой стоимости - с 01.01.2018 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Потребительского общества Коопзаготпром-Рынок к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево- Черкесской Республике, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, заинтересованным лицам - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации Малокарачаевского муниципального района об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для функционирования рынка, площадь "данные изъяты" кв.м, равной по состоянию на 17.01.2014 г. его рыночной стоимости в размере 7 237 000 (семи миллионов двухсот тридцати семи тысяч) рублей.
Датой обращения Потребительского общества Коопзаготпром-Рынок о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 июля 2018 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации на период с 1 января 2018 года и до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного го адресу "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для функционирования рынка, площадь "данные изъяты" кв.м, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КЧР в течение месяца со дя его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 7 ноября 2018 года.
Судья Верховного суда КЧР З.И. Дзыба
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.