Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Сокола В.С.
судей
Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре
Петровой А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску Инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Аванград" о возложении обязанности исполнить предписание, третьи лица - Северина В.А, действующая в своих интересах и как законный представитель в интересах несовершеннолетнего сына - ФИО2, 2005 года рождения, и Ломанюк И.В, по апелляционной жалобе МУП "Аванград" на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым 18 января 2018 года обратилась в суд с данным иском и просила обязать МУП "Аванград" исполнить предписание от ДД.ММ.ГГГГ N.
Заявленные требования истец обосновал тем, что в мае 2017 года по обращению жильцов МКД N по "адрес" по вопросу отсутствия горячего водоснабжения была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП "Аванград" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой составлен акт проверки N от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено предписание с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения, поскольку ответственность за предоставление услуги горячего водоснабжения несет ответчик, именно он должен провести ремонт системы горячего водоснабжения для улучшения качества предоставляемой услуги. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка с целью проверки выполнения предписания, по результатам проверки установлено, что предписание Инспекции по жилищному надзору Республики Крым не выполнено. По факту уклонения от выполнения законного предписания органа регионального государственного жилищного надзора в отношении ответчика возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам которого МУП "Аванград" признано виновным в совершении административного правонарушения. Для реализации задач инспекции как органа государственного контроля, устранения имеющихся нарушений жилищного законодательства необходимо обеспечить принудительное исполнение предписания инспекции /л.д. 1-3/.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 марта 2018 года указанный иск удовлетворен.
На Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Аванград" возложена обязанность исполнить предписание Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N.
Взыскано с Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Аванград" в доход государства государственная пошлина в размере 300 руб. /л.д. 31-37/.
Не согласившись с данным решением суда, МУП "Аванград" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 53-54/.
В частности, основные доводы жалобы заключаются в том, что суд не принял во внимание возражения на иск и не учел, что помещение теплового узла уменьшено, бойлерное оборудование демонтировано, у ответчика отсутствует документация на переоборудование бройлерной, новый тепловой узел также не имеет технической документации, после капитального ремонта общежития и замены труб с металлических на пластиковые уменьшился внутренний диаметр труб. В конце августа 2017 ответчиком осуществлен демонтаж теплового узла и теплосчетчика и установлено новое оборудование: тепловой узел и новый теплосчетчик, но до настоящего времени тепловой счетчик не подключен. Инспекцией по жилищному надзору при выдаче предписания о замене теплообменника не учтено, что эти работы относятся к работам капитального характера и выполняются за счет средств собственников помещений. Такое решение собственниками "адрес" партизан не принималось и договора с МУП "Аванград" на проведение работ по капитальному ремонту не заключалось. Также, для полного и всестороннего выяснения обстоятельств дела необходимо привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ООО "Ремстройтрест плюс" и управление капитального строительства Администрации города Симферополя.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле привлечены Северина В.А. (в т.ч. как законный представитель несовершеннолетнего сына - ФИО2, 2005 года рождения) и Ломанюк И.В. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора /л.д. 178-180/.
В заседании суда апелляционной инстанции представители истца заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и просили в иске отказать.
Третьи лица просили принять решение в соответствии с требованиями закона.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Констатировав своим определением от 04 декабря 2018 года, наличие оснований для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а данное обстоятельство в силу пункта 4 части 4 статьи 330 этого же кодекса, является безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда, судебная коллегия, подчиняясь указанному требованию закона, отменяет обжалуемое решение суда.
В свою очередь, отменяя указанное решение суда и рассмотрев гражданское дело по правилам части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Исходя из требований части 2 статьи 36, частей 1-2 статьи 68 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный федеральным законом или исполнительным документом.
В случае, если в исполнительном документе устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в нем, то в случае не исполнения должником данных требований, по истечению такого срока судебным приставом-исполнителем применяются меры принудительного исполнения.
Согласно Положению об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым N173 от 27 июня 2014 года, задачами Инспекции являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, выявление нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
К полномочиям Инспекции относиться осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Крым, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Крым установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Для осуществления возложенных функций Инспекция в пределах своей компетенции имеет право обращаться в установленном законодательством порядке в судебные и правоохранительные органы в целях защиты своих прав, а также пресечения нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, обеспечения сохранности жилищного фонда независимо от форм собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно частям 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования к деятельности по управлению многоквартирными домами установлены в части 1 статьи 193 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 416).
Согласно пункту 10 Правил N491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с подпунктом 11 (1) указанных Правил, минимальный перечень услуг работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правилами Российской Федерации.
В развитие указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 N290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 17 раздела II которого предусмотрено, что в перечень указанных работ включаются работы, выполняемые в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах в том числе, постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности оборудования.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, раздел II которых предусматривает, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием необходимых объемах и материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддерживанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии с пунктом 5 приложения N1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06 мая 2011 года N354, температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года N20).
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 600С и не выше 75°C.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, анализ указанных норм в их взаимосвязи позволяет прийти к выводу, что управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В силу части 2 статьей 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, не исполняющие в установленный срок предписания органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
МУП "Аванград" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес", на основании договора управления многоквартирным домом.
В мае 2017 года в адрес Инспекции поступило обращение жильцов многоквартирного жилого "адрес", по вопросу отсутствия горячего водоснабжения.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении, Инспекцией был организована и проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП "Аванград" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ N.
В ходе проверки были выявлены нарушения управляющей организации лицензионных требований по управлению многоквартирным домом, а именно: на втором этаже при замере температурных параметров горячего водоснабжения установлено, что температура горячего водоснабжения составила +47оС, что не соответствует требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Установлено, что ответственность за предоставление услуги горячего водоснабжения несет ответчик, и что именно ему необходимо провести ремонт системы горячего водоснабжения для улучшения качества предоставляемой услуги.
С целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений МУП "Аванград" выдано предписание N от ДД.ММ.ГГГГ с указанием конкретных сроков устранения недостатков - до ДД.ММ.ГГГГ, в последующем был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения указанного предписания установлено, что оно не выполнено.
Неисполнение МУП "Аванград" предписания N от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксированное в акте проверки N от ДД.ММ.ГГГГ, послужило основанием для составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За неисполнение предписания N от ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка N17 Центрального судебного района г. Симферополя Республики Крым от 13 ноября 2017 года, вступившим в законную силу, юридическое лицо Муниципальное унитарное предприятие Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Аванград" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
В силу указанных выше требований закона и договора управления многоквартирным домом МУП "Аванград" обязано предоставлять услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества объектов с надлежащим качеством и с соблюдением установленных норм.
Допущенное нарушение температурного режима горячего водоснабжения свидетельствует о предоставлении услуг ненадлежащего качества с нарушением установленных норм
Доводы представителей ответчика о том, что замена теплообменника относятся к работам капитального характера, которые выполняются за счет средств собственников помещений, а также о том, что помещение теплового узла уменьшено, бойлерное оборудование демонтировано, а у предприятия отсутствует документация на переоборудование бройлерной, новый тепловой узел также не имеет технической документации, после капитального ремонта общежития и замены труб с металлических на пластиковые уменьшился внутренний диаметр труб и т.д, фактически по свой сути сводятся к оспариванию законности предписания Инспекции, однако предписание Инспекции по жилищному надзору Республики Крым N274 от 10 июля 2017 года не было обжаловано в предусмотренном законом порядке, в связи с чем, являлось обязательным к исполнению в установленный в нем срок.
Требований о признании указанного предписания недействительным не заявлялось, в связи с чем, они не являются предметом судебного рассмотрения.
Кроме этого, ответчиком в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено относимых и допустимых доказательств в подтверждение своих возражений (в частности, что теплообменник не подлежит ремонту; что именно теплообменник нуждается в замене, а не система горячего водоснабжения подлежит ремонту и т.д.).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку материалами дела подтверждается уклонение ответчика от выполнения предписания Инспекции, вынесенного в рамках полномочий, предоставленных Положением.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом были допущены нарушения процессуальных норм, что является в силу пункта 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого по делу решения, постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене, с вынесением нового об удовлетворении иска.
В связи с удовлетворением иска с ответчика в доход государства подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 6 000 руб, в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 марта 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Аванград" исполнить предписание Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N по обеспечению горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес".
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Аванград" в доход государства государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.