судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Авериной Е.Г,
судей: Синани А.М,
Шестаковой Н.В,
при секретаре Вааповой С.В,
с участием представителя истца Подлесных Д.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Цыганковой Светланы Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 октября 2018 года,
установила:
в июле 2018 года Цыганкова С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Керчи Республики Крым о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением ГУ УПФ РФ в г. Керчи от 15.05.2018 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Просила признать решение ГУ УПФ РФ в г. Керчи от 15.05.2018 об отказе в установлении досрочной пенсии незаконным; обязать ответчика включить в стаж работы истца на льготных условиях, из расчета один год за один год и шесть месяцев, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы истца: с 02.11.1990 по 31.03.1992 в качестве акушерки родильного отделения; с 29.10.2001 по 28.02.2007 в качестве акушерки родовой; с 01.03.2007 по 31.10.2009 в качестве акушерки стационара родильного зала физиологического отделения; с 01.11.2009 по 31.10.2011 в качестве акушерки родильного зала физиологического отделения; период работы истца с 01.01.2015 по 31.07.2017 в качестве акушерки физиологического/родового отделения. Обязать ГУ - Управление ПФР в г. Керчи Республики Крым назначить досрочную страховую пенсию по возрасту с момента первичного обращения, а именно с 23.08.2017.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 18 октября 2018 года иск Цыганковой С.Н. удовлетворен. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 15.05.2018 об отказе в назначении пенсии Цыганковой С.Н. признано незаконным и отменено. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым обязано включить в стаж работы Цыганковой С.Н, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в ГБУЗ РК "Керченский родильный дом" с 29.10.2001 по 28.02.2007 в качестве акушерки родовой физиологического отделения, с 01.03.2007 по 31.09.2009 в качестве акушерки стационара родильного зала физиологического отделения, с 01.11.2009 по 31.10.2011 в качестве акушерки родительного зала физиологического отделения, с 02.11.1990 по 31.03.1992 в качестве акушерки родильного отделения Прилуцкой центральной городской больницы. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым обязано назначить Цыганковой С.Н. досрочную страховую пенсию по старости с 23.08.2017.
В обоснование апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое, которым отказать Цыганковой С.Н. в удовлетворении иска. Указывает, что право на досрочное назначение пенсии Литвиненко Н.Н, согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ не подтверждено, так как ее специальный стаж составил 24 года 09 месяцев 09 дней при необходимых 30 годах.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что 23 августа 2017 г. Цыганкова С.Н. обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым за назначением досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 15 мая 2018 г. Цыганковой С.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого стажа работы дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по возрасту лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В указанный стаж в календарном порядке, без применения льготного исчисления стажа, включены периоды работы: в ГБУЗ Республики Крым "Керченский родильный дом": с 29.10.2001 по 28.02.2007 - в качестве акушерки родовой физиологического отделения, с 01.03.2007 по 31.09.2009 - в качестве акушерки стационара родильного зала физиологического отделения, с 01.11.2009 по 31.10.2011 в качестве акушерки родительного зала физиологического отделения, так как физиологическое отделение Перечнем N 781, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 не предусмотрено; с 01.01.2015 по 31.07.2017, в качестве акушерки физиологического родового отделения, так как физиологическое отделение Перечнем N 781, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. предусмотрено, и в выписке из лицевого счета застрахованного лица Цыганковой С.Н. отсутствуют сведения о работе в отделении хирургического профиля.
Удовлетворяя иск Цыганковой С.Н, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, страховая пенсия по возрасту назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Согласно п. 3 Правил N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанные в Списке N 781 должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 6 Правил N 781 оговорено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военномедицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико- санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).
В соответствии с п. 5 Правил N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, однако подпунктом "б" Правил N 781 предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
Перечнем N 781 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, засчитывается в т.ч. стаж работы в должности медицинских сестер, включая старших, акушерок, включая старших.
Пунктом 1 раздела "наименование структурных подразделений" Перечня предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров, в т.ч. акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое, родовое (родильное).
Общий страховой стаж работы Цыганковой С.Н. составляет 33 года 03 месяца 22 дня.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 2 статьи 13 названного Закона период работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, предусмотрено, что право на назначение пенсии за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила).
В силу подпункта "б" пункта 5 данных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее - Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, предусмотрено право на включение в подсчет специального стажа в названном льготном исчислении для должности медицинской сестры, старшей акушерки, акушерки. Наименование учреждения "Родильный дом" также предусмотрено Списком. При этом Приложением к Правилам ? Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены следующие должности: акушерка, в том числе старшая, а также структурное подразделение: родовое (родильное) отделение.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) (п. 16).
Характер выполняемой истцом работы и его функциональные обязанности по должности подтверждены представленными в материалы дела справками работодателя, уточняющими характер работ, Положениями об отделении, должностными обязанностями.
Согласно справке ГБУЗ РК "Керченский родильный дом", выданной 26.06.2018 N 63, Цыганкова С.Н. работала в Керченском городском родильном доме в должности акушерки родильного зала физиологического отделения с 29.10.2001, также справка содержит сведения о переименовании физиологического отделения в акушерское физиологическое отделение, на основании приказа по родильному дому N 13 от 04.01.2011, с 01.01.2011; также содержит сведения о проводимой доплаты за использование в работе дезинфицирующих средств в размере 10%, за период с 29.10.2001 по 31.12.2014 (л.д. 22).
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что законных оснований для отказа в назначении пенсии у ответчика не имелось, поскольку у истца имеется необходимый стаж для назначения досрочной пенсии по стажу
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам ответчика суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.