Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В,
судей Гоцкалюка В.Д, Брянцевой Н.В,
при секретаре судебного заседания Садыховой К.С,
с участием представителя истца Скрябиной Е.А. - Макаровой С.Г,
представителя ответчика Скрябина К.А. - Кондрашиной Е.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.
гражданское дело по иску Скрябиной Екатерины Александровны к Администрации г. Феодосия Республики Крым, Скрябину Константину Александровичу об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на квартиру,
по апелляционной жалобе Скрябина Константина Александровича на решение Феодосийского городского суда АР Крым от 13 декабря 2004 года, которым постановлено:
"иск удовлетворить.
Признать факт принятия Скрябиной Екатериной Александровной наследства после смерти Скрябина Александра Сергеевича, последовавшей 7 марта 2003 года.
Признать за Скрябиной Екатериной Александровной право собственности в порядке наследования на квартиру N в доме "адрес"",
установила:
Скрябина Е.А. 06.09.2004 обратилась в суд с иском к Государственной налоговой инспекции "адрес", в котором просила установить факт принятия наследства после смерти ее отца, Скрябина А.С, умершего 07.03.2003, и признать за ней право собственности на квартиру N в доме "адрес" в порядке наследования.
В обоснование иска истица указала, что 07.03.2003 умер ее отец, Скрябин А.С. После смерти наследодателя открылось наследственное имущество в виде квартиры N в доме "адрес". Наследниками после смерти Скрябина А.С. являются жена Скрябина Л.А, дочь Скрябина Е.А. и сын Скрябин К.А.
Истица в течении установленного шестимесячного срока обратилась с заявлением о принятии наследства по месту своего жительства и открытия наследства в "адрес". Жена наследодателя - Скрябина Л.А. подала заявление об отказе от наследства, сын, Скрябин К.А, в нотариальную контору не обращался, его место нахождение не известно. Истица утверждает, что фактически приняла наследство, поскольку после смерти отца, несет расходы по содержанию квартиры и оплате коммунальных услуг, однако, при обращении с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство в Феодосийскую нотариальную контору ей было отказано.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика и третье лицо Скрябина Л.А. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, Скрябин К.А. подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, в удовлетворении иска в части признания права собственности в порядке наследования на квартиру - отказать.
В частности, апеллянт указывает на то, что он является одним из наследников Скрябина А.С, однако суд его к участию в деле не привлек. Исходя из норм ст. 549 ГК Украины, ссылаясь на то, что на день смерти наследодателя апеллянт был зарегистрирован и проживал с ним по адресу: "адрес", Скрябин К.А. полагает, что принял наследство, в том числе и в виде 1/3 доли квартиры N в доме "адрес", следовательно, решение суда в части признания за истцом права собственности на всю квартиру неправомерно.
Определением коллегии судей по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28.11.2018, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам судопроизводства в суде первой инстанции послужило принятие судом решения о правах и об обязанностях наследника Скрябина К.А, не привлеченного к участию в деле.
Выявленные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Исходя из того, что истцом заявлен иск о признании права собственности в целом на квартиру и руководствуясь нормами ч. 2 ст. 40 ГПК РФ определением коллегии судей по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28.11.2018, занесенным в протокол судебного заседания, Скрябин К.А. привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Кроме того, в соответствии с нормами ст. 44 ГПК РФ, принимая во внимание разъяснения, изложенные в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", учитывая, что истцом заявлено требования об установлении факта принятия наследства, судом апелляционной инстанции произведена замена ответчика Государственной налоговой инспекции "адрес" на Администрацию "адрес".
Также по делу установлено, что ранее участвовавшая в деле в качестве третьего лица Скрябина Л.А. умерла 31.12.2011, наследниками, принявшими наследство после ее смерти, являются Скрябина Е.А. и Скрябин К.А.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Полагал, что спорная квартира, помимо прочего имущества, в целом входила в наследственную массу после смерти Скрябина А.С.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Также указал, что спорная квартира, помимо прочего имущества, в целом входила в наследственную массу после смерти Скрябина А.С.
В дополнение к доводам, изложенным в апелляционной жалобе, представитель ответчика просил в иске отказать в полном объеме, полагая, что истица злоупотребляет правом, поскольку намерено скрыла от нотариуса информацию об иных наследниках. Также считает, что не имеется оснований для удовлетворения требований об установлении факта принятия наследства, поскольку истцом не представлено доказательств наличия каких-либо препятствий в реализации права принятия наследства.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания Скрябина Е.А, Скрябин К.А, представитель Администрации "адрес" в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении разбирательства по делу не просили, об уважительности причин неявки суду не сообщили, что в силу норм ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Скрябин Александр Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер 07.03.2003.
Решением Феодосийского городского суда АР Крым от 11.07.2003, вступившим в законную силу, за Скрябиным А.С. признано право собственности на квартиру N в доме "адрес", приобретенной им у ФИО10 на Феодосийской товарной бирже на основании договора купли-продажи квартиры от 17.04.1998.На день смерти Скрябин А.С. проживал по адресу: "адрес".
Согласно выписки из домовой книги "адрес" вместе с наследодателем на день его смерти проживали жена - Скрябина Л.А, дочь - Скрябина Е.А. и сын - Скрябин К.А.
Из выписки из ЕГРН следует, что квартира N в "адрес" принадлежит на праве общей долевой собственности по 25/100 доли в праве Скрябину А.С, Скрябиной Л.А, Скрябиной Е.А. и Скрябину К.А.
Поскольку спорные правоотношения возникли до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, к ним, в силу ст. 11 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", применяются положения законодательства, действовавшего на территориях Республики Крым до 18 марта 2014 года, а именно нормы Гражданского кодекса УССР 1963 года в редакции на 07.03.2003.
Согласно ст. 524 ГК УССР наследование осуществляется по закону и по завещанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 529 ГК УССР при наследовании по закону наследниками первой очереди являются, в равных долях дети, супруг и родители умершего.
Таким образом, наследниками по закону после смерти Скрябина А.С. в равных долях, а именно по 1/3 доли, являлись его супруга, Скрябина Л.А, дочь, Скрябина Е.А, и сын, Скрябин К.А.
Согласно ст. 44 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Россией 10.12.1994 и Украиной 16.03.1995, граждане каждой из Договаривающихся Сторон могут наследовать на территориях других Договаривающихся Сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны.
В ст. 45 Конвенции указано, что право недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество.
Статьей 548 ГК УССР, предусмотрено, что для приобретения наследства необходимо, чтобы наследник его принял. Не допускается принятия наследства под условием или предупреждением. Принятое наследство считается принадлежащим наследнику с момента открытия наследства.
В соответствии с положениями ст. 549 ГК УССР признается, что наследник принял наследство если он фактически вступил в управление или обладание наследственным имуществом; если он подал государственной нотариальной конторе по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. При этом указанные действия должны быть совершенны в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
По общему правилу к действиям, свидетельствующим о принятии наследства, относятся вступление во владение или в управление наследственным имуществом; принятие мер по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; несение за счет наследника расходов на содержание наследственного имущества, оплата долгов наследодателя или получение от третьих лиц причитавшихся наследодателю денежных средств; проживание на день смерти с наследодателем по одному адресу.
Как следует из наследственного дела N, которое было заведено 03.09.2003 нотариусом "адрес" ФИО11, супруга наследодателя, Скрябина Л.А, 03.09.2003 отказалась от причитающейся ей по закону доли наследства после смерти Скрябина А.С. в пользу дочери, Скрябиной Е.А.
Скрябина Е.А. 03.09.2003 обратилась к нотариусу "адрес" с заявлением о принятии наследства после смерти Скрябина А.С.
Из материалов гражданского дела следует, что Скрябина Е.А. после смерти отца в течение шести месяцев оплачивала коммунальные услуги по "адрес" АР Крым, доверенностью от 08.05.2003 уполномочила Пилипенко Е.В. вести все ее дела в судах и иных организациях, в том числе связанные с принятием наследства, обратилась в суд с иском о признании действительным договора купли-продажи от 17.04.1998 спорной квартиры, согласно выписки из домовой книги проживала в квартире в "адрес" вместе с наследодателем по одному адресу.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Скрябина Е.А. фактически приняла наследство после смерти отца.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая, что Скрябина Л.А. отказалась от причитающейся ей 1/3 доли наследства в пользу Скрябиной Е.А, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истица приняла наследство после смерти отца в размере 2/3 доли спорной квартиры, следовательно, исковые требования в части признания права собственности на 2/3 доли спорной квартиры в порядке наследования подлежат удовлетворению.
При этом, судебная коллегия также учитывает, что Скрябин К.А. проживал вместе с наследодателем на день его смерти, что подтверждается выпиской из домовой книги и соответствующими справками о совместном проживании с умершим, от причитающейся ему по закону 1/3 доли наследства к имуществу после смерти отца не отказывался, следовательно, оснований для признания права собственности за Скрябиной Е.А. на квартиру в целом не имеется.
Доводы истца о том, что Скрябин К.А. не проживал с наследодателем по адресу: "адрес" опровергаются исследованными в деле письменными доказательствами. Пояснения Скрябиной Л.А, изложенные в нотариально заверенном заявлении от 25.11.2004 о том, что место нахождения Скрябина К.А за последние три года не известно, не является достаточным доказательством, подтверждающим доводы истца о отсутствии Скрябина К.А. по месту жительства как на день смерти наследодателя, так и в последующие шесть месяцев.
Доводы представителя ответчика о том, что в действиях истицы усматривается злоупотребление правом, поскольку она, как полагает представитель ответчика, намерено скрыла от нотариуса информацию об иных наследниках, в связи с чем имеются основания для отказа ей в иске, судебная коллегия отклоняет.
При этом судебная коллегия исходит из того, что доказательств, безусловно свидетельствующих о злоупотреблении истцом правом, представитель ответчика не представил, его доводы сводятся к предположению, тогда как согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда АР Крым от 13 декабря 2004 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск Скрябиной Екатерины Александровны к Администрации "адрес" Республики Крым, Скрябину Константину Александровичу удовлетворить частично.
Установить факт принятия Скрябиной Екатериной Александровной наследства после смерти Скрябина Александра Сергеевича, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Скрябиной Екатериной Александровной право собственности в порядке наследования на 2/3 доли квартиры N в доме "адрес".
В удовлетворении остальной части истца отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.