судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Аврамиди Т.С,
судей Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре Калиниченко В.С,
по докладу судьи Аврамиди Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора Балаклавского района г. Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Доринвест-Крым", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Территориальный отдел по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь, Ермолева "данные изъяты", Полищук "данные изъяты" Журавлева "данные изъяты" Затиева "данные изъяты" об устранении нарушений экологического и санитарно-эпидемического законодательства при эксплуатации асфальтобетонного завода и запрете деятельности по эксплуатации асфальтобетонного завода до устранения нарушений, по апелляционной жалобе представителя Общества с ограниченной ответственностью "Доринвест - Крым" Авакян "данные изъяты" на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В мае 2018 года прокурор Балаклавского района города Севастополя обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Доринвест-Крым", в котором просил обязать ООО "Доринвест-Крым" устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: г "данные изъяты" а именно: получить в установленном законом порядке, разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) на объект асфальтосмесительной установки "данные изъяты", расположенной по ул. "данные изъяты"; разработать и утвердить в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны промышленного объекта, расположенного по "данные изъяты" Запретить обществу с ограниченной ответственностью "Доринвест- Крым" деятельность по эксплуатации асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: "данные изъяты", до устранения нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района по заданию генеральной прокуратуры Российской Федерации и обращений граждан - жителей с. "данные изъяты" проведена проверка исполнения ООО "Доринвест-Крым" экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также земельного законодательства при эксплуатации асфальтосмесительной установки, расположенной по адресу: "данные изъяты". В деятельности указанного объекта выявлены многочисленные и грубые нарушения норм земельного, экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Между ООО "Доринвест-Крым" и ООО "Добрыня и Ко "данные изъяты" заключен предварительный договор о намерении приобрести промышленную базу, состоящую из объектов недвижимости и земельного участка, расположенных по "данные изъяты" для ведения хозяйственной деятельности, направленной на осуществление дорожного строительства и размещения битумной, асфальтосмесительной установки. Объекты недвижимости принадлежат ООО "Добрыня и Ко" на праве собственности на основании решения Хозяйственного суда города Севастополя от "данные изъяты" Указанным договором также предусмотрено, что объекты расположены на земельном участке, площадью "данные изъяты" га, используемом ООО "Добрыня и Ко" на основании договора аренды земельного участка от "данные изъяты", заключенного с Севастопольским городским советом.
Актом приемки-сдачи услуг от 22.06.2017 к договору "данные изъяты" поставки асфальтосмесительной установки, заключенным "данные изъяты" "данные изъяты" между ООО "Колокшанский агрегатный завод" и ООО "Доринвест-Крым", сторонами зафиксированы прием-сдача и успешное завершение испытаний асфальтосмесительной установки КА- "данные изъяты", расположенной по "данные изъяты". После получения ООО "Доринвест-Крым" разрешительных документов и фактического монтажа асфальтосмесительной установки началась ее эксплуатация, и деятельность по производству асфальтобетонной смеси.
В ходе проверки установлено, что решением Севастопольского городского совета от "данные изъяты" "данные изъяты" в связи с добровольным отказом прекращено право постоянного пользования ЗАО "Ремстройкомплект" на часть земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, в с. "данные изъяты" с одновременной передачей ООО "Добрыня и Ко" в аренду на 25 лет земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м в "данные изъяты" "данные изъяты" для строительства и обслуживания складских помещений. В связи с истечением сроков исполнения обязательств, установленных указанным решением Севастопольского городского совета, срок заключения договора аренды данного земельного участка продлен решением Севастопольского городского совета от "данные изъяты" N "данные изъяты", однако договор аренды в установленном порядке до настоящего времени не заключен. Таким образом, право пользования указанным земельным участком у коммерческой организации ООО "Добрыня и Ко" отсутствует. ООО "Доринвест-Крым" в установленном законом порядке права собственности на производственные площадки, отдельные производственные территории, иные объекты недвижимости по указанному адресу не приобрело.
Прокурор в иске ссылается на то, что согласно экспертному заключению Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю от 13.10.2017 года на территории указанного завода расположены асфальтосместительная установка КА- "данные изъяты". Все технологические операции выполняются на асфальтосместительной установке КА- "данные изъяты", производства ООО "Колокшанский агрегатный завод". Согласно акту приемки-сдачи услуг от "данные изъяты" к договору N "данные изъяты" поставки асфальтосмесительной установки, заключенным "данные изъяты" между ООО "Колокшанский агрегатный завод" и ООО"Доринвест-Крым", сторонами зафиксированы прием-сдача и успешное завершение испытаний асфальтосмесительной установки КА- "данные изъяты". Технический паспорт представлен так же на указанную установку.
Таким образом, разрешение на выбросы в атмосферу оформлено на другую асфальтосместительную установку, нежели эксплуатируется.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что разрешительные документы, в частности разрешение на выброс вредных и загрязняющих веществ в атмосферный воздух, приняты с нарушением действующего законодательства. В связи с чем, указанные разрешительные документы как акты государственных органов в силу ст. 12 ГК не подлежат применению, как противоречащие закону.
По результатам административного расследования и проведенной проверки выявлен ряд грубых нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства: функционирование асфальтобетонного завода осуществляется в непосредственной близости, в 130-ти метрах от жилой застройки по "данные изъяты". Вопреки п. 23 "Битумные установки" раздела 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) ближайшая жилая застройка расположена на расстоянии 130-ти метров от предприятия, что нарушает 300-х метровую санитарно-защитную зону. Юридическим лицом, осуществляющим выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, не предоставлены результаты лабораторных исследований атмосферного воздуха в местах проживания населения в зоне влияния выбросов объекта, что нарушает п. 4.1.1 СанПин 2.1.6.1032-01 (Гигиенические требования по обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест". В нарушение п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.11200-03 не предоставлен проект санитарно-защитной зоны указанного промышленного объекта. Органом контроля в адрес коммерческой организации 16.01.2018 также внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения. Однако до настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь", Ермолаева "данные изъяты", Полищук "данные изъяты", Журавлёва "данные изъяты", Затиева "данные изъяты".
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2018 года исковые требования прокурора Балаклавского района г. Севастополя удовлетворены. На ООО "Доринвест - Крым" возложена обязанность устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: "данные изъяты" а именно: получить в установленном законом порядке разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) на объект асфальтосмесительной установки КА - "данные изъяты", расположенной по "данные изъяты"; разработать и утвердить в установленном законом порядке проект санитарно - защитной зоны промышленного объекта, расположенного по "данные изъяты" Запретить ООО "Доринвест - Крым" деятельность по эксплуатации асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: "данные изъяты", до устранения нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды.
Не согласившись с решением суда, ООО "Доринвест - Крым" подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на не соответствие выводов суда установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права, просило решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Апеллянт указывает, что порядок предоставления разрешительного документа - разрешения на выбросы вредных и загрязняющих веществ в атмосферный воздух определен законодательством, и в соответствии с требованием законодательства заявитель (юридическое лицо) не должен подтверждать право собственности на земельный участок, на котором находится объект, осуществляющий выбросы, а, следовательно, ссылки прокурора на отсутствие у ответчика права собственности на объекты недвижимости и права пользования земельным участком по адресу: "данные изъяты", не свидетельствуют о незаконности выданного разрешения.
Прокурором не представлено доказательств признания незаконным разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) N "данные изъяты" выданного Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор), в связи с чем указанное разрешение является действующим.
Так же отсутствуют в материалах дела доказательства нарушения условий, предусмотренных разрешением на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в связи с чем нарушений ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" не допущено.
Апеллянт также указывает, что в соответствии со ст. 56 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, запрет эксплуатации объекта, в случае отсутствия утвержденной санитарно - защитной зоны указанным законом не предусмотрен.
В возражениях на апелляционную жалобу Ермолаева "данные изъяты" просит решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17.08.2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Доринвест - Крым" без удовлетворения.
Прокурор Балаклавского района г. Севастополя также подал возражения на апелляционную жалобу, в которых просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Доринвест - Крым" без удовлетворения.
Представители третьих лиц - Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Территориального отдела по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ответчика - Двинянинов "данные изъяты" Щиплецов "данные изъяты" Шепилов "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить ввиду его незаконности и необоснованности. В предыдущем судебном заседании пояснили, что в настоящее время получено новое разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Также указали, что для подтверждения санитарно - защитной зоны необходимо проведение лабораторных исследований при работающем заводе, однако ввиду наличия запрета на осуществление деятельности, ответчик не может возобновить деятельность завода. Дополнительно указали, что для контроля загрязнения воздуха на территории жилой застройки ответчиком с Экологическим центром заключен договор, согласно условиям которого, центр обязан ежеквартально проводить производственный контроль относительно ПДК в зоне жилой застройки. Согласно данным последнего замера, превышения ПДК в зоне жилой застройки не выявлено. В связи с допущенной проектировщиком технической ошибки в отношении названия установки "К- "данные изъяты"" вместо "КА- "данные изъяты"", разрешение N "данные изъяты" было получено 11 сентября 2018 года. Для получения разрешения необходимым является сдача в Севприроднадзор проекта ПДВ, инвентаризации источника выброса, экспертного заключения и санитарно - эпидемиологического заключения Роспотребнадзора. Все указанные документы были переданы ответчиком в компетентный орган, после чего, ООО "Доринвест - Крым" было выдано разрешение с увеличением нормативов выбросов. ООО "Доринвест-Крым" имеет одну производственную площадку, которая зарегистрирована на территории Республики Крым. ООО "Доринвест-Крым" расположено не на расстоянии 300 метров от ближайшей жилой застройки. ООО "Доринвест-Крым" разработал санитарно-защитную зону в размере 130 метров, на добровольной основе.
Документов о разработке ООО "Доринвест-Крым" санитарно-защитной зоны в размере 130 метров нет, поскольку в настоящее время проект сокращения санитарно-защитной зоны ООО "Доринвест-Крым" находится в разработке.
Прокурор - Лошаков "данные изъяты" судебном заседании апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменений. Пояснил, что нарушения, которые имеют место быть в настоящее время, являются устранимыми, в связи с чем, следует приостановить деятельность ООО "Доринвест-Крым" до устранения выявленных нарушений. В предыдущем судебном заседании пояснил, что в ходе проверки было установлено, что имела место описка, вместо установки "КА-160" - была указана установка "КА-180". Проект санитарно - защитной зоны не установлен. Законодательством предусмотрено сокращение санитарно - защитной зоны, однако соответствующий проект до настоящего времени не разработан, ввиду чего завод не вправе осуществлять деятельность.
Третьи лица Ермолаева "данные изъяты", Затиева "данные изъяты", Журавлева "данные изъяты" Полищук "данные изъяты" в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
Представитель третьего лица ГУ природных ресурсов и экологии г. Севастополь РК - Третьякова "данные изъяты". в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы разрешить на усмотрение суда. В предыдущем судебном заседании пояснила, что в настоящий момент выбросы вредных веществ в атмосферный воздух соответствуют испытаниям, которые были проведены в апреле 2018 года соответствующим учреждением, в связи с чем разрешение Роспотребнадзора на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух было выдано в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Также пояснила, что в 2017 году было выдано разрешение с указанием установки "КА-180", что является ошибкой, содержащейся в документах Роспотребнадзора.
Заслушав судью-докладчика, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав новые доказательства, принятые определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда республики Крым в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, поскольку их содержание направлено на установление юридически значимых обстоятельств по делу, заслушав пояснения сторон и третьих лиц, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит изменению, а апелляционная жалоба - частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения Хозяйственного суда города Севастополя от "данные изъяты", объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, площадью "данные изъяты" га, принадлежат ООО "Добрыня и Ко".
Решением Севастопольского городского совета от "данные изъяты" в связи с добровольным отказом прекращено право постоянного пользования ЗАО "Ремстройкомплект" на часть земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м в с. "данные изъяты" с одновременной передачей ООО "Добрыня и Ко" в аренду на "данные изъяты" лет земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м в с. "данные изъяты", для строительства и обслуживания складских помещений (т. 1 л.д. 67-68).
Согласно договору аренды земельного участка, заключенного между ООО "Добрыня и Ко" и Севастопольским городским советом 01.12.2008 года, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для строительства и обслуживания складских помещений с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения, который находится по адресу: "данные изъяты" (т. 1 л.д. 69).
Согласно решению 8 сессии Севастопольского городского совета от 17.10.2007г. N "данные изъяты" назначение земельного участка, площадью "данные изъяты" га в "данные изъяты", для строительства и обслуживания складских помещений с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
10.03.2017 года между ООО "Добрыня и Ко" и ООО "Доринвест-Крым" заключен предварительный договор о намерении приобрести промышленную базу, состоящую из объектов недвижимости и земельного участка, расположенных по "данные изъяты", для ведения хозяйственной деятельности, направленной на осуществление дорожного строительства и размещения битумной, асфальтосмесительной установки. Согласно п. 19 Продавец гарантирует Покупателю предоставить адрес ( "данные изъяты") для использования покупателем его в качестве местонахождения юридического лица - ООО "Доринвест-Крым"N (т. 1 л.д. 108-111).
Указанным договором предусмотрено, что объекты, расположенные на земельном участке, площадью "данные изъяты" га, используются ООО "Добрыня и Ко" на основании договора аренды земельного участка от "данные изъяты", заключенного с Севастопольским городским советом. Согласно акту приема-передачи во временную эксплуатацию 9 объектов недвижимости и земельных участков на промышленной базе по "данные изъяты" от 10.03.2017 года (т. 1, л.д.112).
Актом приемки-сдачи услуг от 22.06.2017 к договору N "данные изъяты" поставки асфальтосмесительной установки, заключенным 15.12.2016 между ООО "Колокшанский агрегатный завод" и ООО"Доринвест-Крым", сторонами зафиксированы прием-сдача и успешное завершение испытаний асфальтосмесительной установки КА- "данные изъяты", расположенной по ул. "данные изъяты". После получения ООО "Доринвест-Крым" разрешительных документов и фактического монтажа асфальтосмесительной установки началась ее эксплуатация, и деятельность производственной площадки по производству асфальтобетонной смеси.
В адрес Территориального отела по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю поступили обращения от жителей улицы "данные изъяты" в отношении проверки законности и правомерности размещения асфальтового завода ООО "Доринвест - Крым" по адресу: "данные изъяты"
Прокуратурой района по заданию генеральной прокуратуры Российской Федерации и обращений граждан жителей с. "данные изъяты" проведена проверка исполнения ООО "Доринвест - Крым" экологического, санитарно - эпидемиологического законодательства, а также земельного законодательства при эксплуатации асфальтосмесительной установки, расположенной по адресу: "данные изъяты".
Государственным инспектором города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель в период с 05.02.2018г. по 09.02.2018г. проведена внеплановая выездная проверка ООО "Добрыня и Ко", осуществляющего деятельность на земельном участке, расположенном по "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м. с целевым назначением - строительство и обслуживание складских помещений.
По выявленным нарушениям ООО "Доринвест-Крым" "данные изъяты" года привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
16 января 2018 года Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в отношении ООО "Доринвест - Крым" вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения (т. 1 л.д. 41-42, 43-44).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком при осуществлении деятельности производственной площадки, расположенной по адресу: "данные изъяты" допущены нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: "данные изъяты" В связи с чем на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения, а именно: получить в установленном законом порядке разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) на объект асфальтосмесительной установки КА - "данные изъяты", расположенной по "данные изъяты"; разработать и утвердить в установленном законом порядке проект санитарно - защитной зоны промышленного объекта, расположенного по "данные изъяты" Запрещена ООО "Доринвест - Крым" деятельность по эксплуатации асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: "данные изъяты", до устранения нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды.
Судебная коллегия не может согласить полностью с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июля 2011 года N650, определен порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями территориальных органов Росприроднадзора при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее - государственная услуга).
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 31.03.2016г. N39, определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзором) (далее - Севприроднадзор) полномочий по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Из материалов дела следует, что 22.12.2017 ООО "Доринвест-Крым" было получено разрешение N "данные изъяты", выданное Севприроднадзором, согласно которому в период с 22 декабря 2017 года по 28 ноября 2024 г. разрешается осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на производственной площадке - "данные изъяты" которое при принятии решения судом первой инстанции было действующим.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного между ООО "Доринвест-Крым" и ИП Ерохиным О.А. договора, последним был разработан проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу ООО "Доринвест - Крым", в котором отражено использование асфальтосмесительной установки КА- "данные изъяты". Указанный проект был направлен в Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе". На основании проекта ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе" выдало экспертное заключение от "данные изъяты" "данные изъяты" по проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух".
Однако, в указанном экспертном заключении экспертом ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе" была допущена техническая описка в наименовании асфальтосмесительной установки, а именно указано название "афальтосмесительная установка КА-180" вместо "асфальтосмесительная установка КА-160". ООО "Доринвест - Крым" подготовило и передало ИП "данные изъяты" "данные изъяты". заявление для получения Санитарно - эпидемиологического заключения. К указанному заключению был также приложен проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу ООО "Доринвест - Крым" с указанием асфальтосмесительной установки КА -160 и экспертное заключение от "данные изъяты" к данному проекту, но с ошибочным наименованием асфальтосмесительной установки "КА - 180".
На основании указанных документов Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдало положительное санитарно - эпидемиологическое заключение, после получения которого, ООО "Доринвест - Крым" направило в Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя заявление об установлении предельно - допустимых выбросов. К указанному заявлению также был приобщен проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу. Севприроднадзор согласовал нормативы предельно - допустимых выбросов.
В дельнейшем, 28 ноября 2017 года ООО "Доринвест - Крым" направило заявление в Севприроднадзор о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ с приложенными нормативами предельно - допустимых выбросов установленные Севприроднадзором, который 22 декабря 2017 года выдал ООО "Доринвест - Крым" соответствующее разрешение N "данные изъяты"
При выявлении описки, ООО "Доринвест - Крым" направило в ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе" обращение для исправления указанной описки, на основании которого последним было выдано исправленное Экспертное заключение от "данные изъяты", с указанием асфальтосмесительной установка КА-160.
Доказательств того, что указанная описка повлияла на результаты исследования и итогового заключения материалы дела не содержат. Разрешение N "данные изъяты" выбросы в установленном порядке недействительным не признавалось.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности получить в установленном законом порядке разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) на объект асфальтосмесительной установки КА - 160, расположенной по "данные изъяты".
В связи с изложенным требования прокурора в части возложения на ООО "Доринвест - Крым" обязанности получить в установленном законом порядке разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) на объект асфальтосмесительной установки КА-160, расположенной по "данные изъяты", удовлетворению не подлежат.
Кроме того, приказом Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 29.08.2018 N 239-р установлены предельные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу по указанному промышленному объекту - производственной площадки ( "данные изъяты") на период с 29.08.2018 года по 28.08.2025 года.
Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя N253-р от 11.09.2018 определено выдать разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от 11.09.2018 N "данные изъяты" ООО "Доринвест - Крым" на основании нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденных приказом Севприроднадзора от 29.08.2018г. N239-р. Приказ Севприроднадзора от 22.12.2017 N388-р "О выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" признан утратившим силу.
11.09.2018 ООО "Доринвест-Крым" получено разрешение N "данные изъяты" на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) на производственную площадку - "данные изъяты".
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ООО "Доринвест - Крым" осуществляет деятельность производственной площадки, расположенной с нарушением требований санитарно - эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Статьей 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Положениями статей 44, 52 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии со ст. 16 федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности; в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций; размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций; размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.
Статьей 30 вышеуказанного закона установлено, что юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники, обязаны: согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 74 от 25.09.2007 года введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно положениям п. п. 2.1, 2.3, 2.5, 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой 7 и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2001 года утверждены СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", п. 3.1.2. которых запрещает проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, на территориях с уровнями загрязнения, превышающими установленные гигиенические нормативы.
Согласно разделу 7.1.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м для битумных установок (п. 23).
Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 года N 222 утверждены Правила установления санитарно - защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно - защитных зон.
Как следует из материалов дела, в связи с повторным коллективным обращением граждан, проживающих в домах "данные изъяты", территориальным отделом вынесено определение о проведении административного расследования в отношении ООО "Доринвест - Крым".
При административном расследовании установлено, что ООО "Доринвест - Крым" нарушило санитарно - эпидемиологические требования в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, а именно: согласно экспертному заключению по проекту нормативов предельно - допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух N 1.2285/Э.1628 от 11.10.2017 на территории расположены: асфальтосмесительная установка КА- "данные изъяты", битумохранилище, дизельгенераторная установка, емкости ГСМ, склады хранения инертных материалов и пр. Ближайшая жилая застройка расположена в северном и северо- восточном направлении на расстоянии от предприятия 130 метров, что является нарушением п. 23 "Битумные установки" раздела 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, согласно п. 23 "Битумные установки" раздела 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нормативная санитарно-защитная зона составляет ? 300 метров. Юридическим лицом, осуществляющим выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, не представлены результаты лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта, что является нарушением п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 -Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха заселенных мест" (т. 1 л.д. 38-39).
Согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;
обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
Не представлен проект санитарно-защитной зоны промышленного объекта, что является нарушением п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
16 января 2018 года Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в отношении ООО "Доринвест - Крым" вынесено Представление N "данные изъяты" об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения: разработать проект санитарно -защитной зоны производственной площадки ООО "Доринвест - Крым", расположенной по адресу: "данные изъяты"; получить заключение санитарно - эпидемиологической экспертизы на проект санитарно - защитной зоны предприятия; разработать программу производственного контроля и осуществлять производственный лабораторный контроль за охраной атмосферного воздуха.
Постановлением территориального отдела по городу федерального значения Севастополю N "данные изъяты" ООО "Доринвест - Крым" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Статьей 56 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Согласно разъяснений, изложенных в пунктах 25 - 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 49 от 30.11.2017г. "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
Принимая решение, суд должен указать обстоятельства, с наступлением которых связывается возможность возобновления такой деятельности в будущем (например, получение положительного заключения экологической экспертизы, ввод в эксплуатацию очистных сооружений, получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ), а также срок, в течение которого необходимо устранить допущенные нарушения (часть 2 статьи 206 ГПК РФ, части 1, 2 статьи 174 АПК РФ).
Неустранение нарушения в установленный срок может являться основанием для обращения в суд с требованием о прекращении соответствующей деятельности.
Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов).
При отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о наличии достаточных оснований для прекращения деятельности ответчика, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, суд, учитывая наличие публичного интереса в обеспечении экологической безопасности и сохранении благоприятной окружающей среды, вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос об ограничении или приостановлении такой деятельности (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
Рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.
Из материалов дела следует, что деятельность производственной площадки осуществляется на расстоянии 130 метров от жилой застройки.
Согласно п. 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
Пунктом 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.)
В соответствии с пунктом 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при:
- для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;
- подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;
- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;
- внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
Поскольку из материалов дела следует, что ответчиком проект санитарно - защитной зоны промышленного объекта - производственной площадки, расположенной по адресу: "данные изъяты" как и проект о ее сокращении, не разработан, ответчик должен устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности производственной площадки, расположенной по адресу: "данные изъяты". В установленном порядке в срок до 15 марта 2019 года разработать проект санитарно - защитной зоны промышленного объекта - производственной площадки, расположенной по адресу: "данные изъяты", и получить экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Поскольку ответчик осуществляет деятельность с нарушением санитарных разрывов в отсутствии предусмотренных п. 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 документов на сокращение санитарно-защитной зоны, его деятельность ответчика противоречит действующему законодательству.
Учитывая степень опасности причинения вреда для жизни и здоровья граждан, деятельность ООО "Доринвест - Крым" - производственной площадки, (в том числе по эксплуатации асфальтосместительной установки), расположенной по адресу: "данные изъяты" подлежит приостановлению до устранения нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды.
Согласно информации Департамента транспорта и развития дорожно - транспортной инфраструктуры города Севастополя, между департаментом и ООО "Доринвест - Крым" заключены государственные контракты, которые необходимо выполнить до конца 2018, апреля 2019 года, также указано о социальной значимости асфальтобетонного завода для города Севастополя ввиду необходимости капитального ремонта улично - дорожной сети.
При этом, в силу абз. 2 ч. 2 ст. 1065 ГК РФ, суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Ввиду необходимости соблюдения баланса между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально - экономических задач с другой, приостановление деятельности ответчика, который имеет не одну производственную площадку, до устранения нарушений требований закона, не противоречит общественным интересам.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, доводы апеллянта о том, что суд необоснованно возложил на ответчика обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, поскольку согласно Правил установления санитарно - защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно - защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 года N 222р, граничный срок их установления определен 15 марта 2019 года не являются основанием для отказа в иске прокурору.
При этом, приостановление деятельности ООО "Доринвест - Крым" - производственной площадки, (в том числе по эксплуатации асфальтосместительной установки), не лишает возможности ООО "Доринвест - Крым" по осуществлению, в установленном законом порядке, мероприятий по разработке проекта санитарно - защитной зоны промышленного объекта - производственной площадки, расположенной по адресу: 299010 "данные изъяты" и получению экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.
Поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании ч. 1 ст. 330 ГПК РФ обжалуемое решение подлежит изменению, а требования прокурора Балаклавского района г. Севастополя - частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2018 года изменить.
Иск прокурора Балаклавского района г. Севастополя в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать ООО "Доринвест - Крым" устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности производственной площадки, расположенной по адресу: "данные изъяты", а именно: в установленном порядке в срок до 15 марта 2019 года разработать проект санитарно - защитной зоны промышленного объекта - производственной площадки, расположенной по адресу: "данные изъяты" получить экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Приостановить деятельность ООО "Доринвест - Крым" - производственной площадки, расположенной по адресу: "данные изъяты" до устранения нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды.
В удовлетворении остальной части иска прокурора отказать.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.