Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Терентьевой Н.А, Юсуповой Л-А.В,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никулина Сергея Викторовича к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью "Ялтаовощ" о признании незаконным постановления,
по апелляционной жалобе Никулина Сергея Викторовича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 августа 2018 г, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, административного истца Никулина С.В, его представителя Батяева А.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Никулин С.В. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, в котором просил признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 5 августа 2015 г. N 1498-п "О заключении договора аренды земельного участка по адресу: "адрес" с обществом с ограниченной ответственностью "Ялтаовощ".
Требования мотивированы тем, что 3 мая 2006 г. с обществом с ограниченной ответственностью "Ялтаовощ" (далее ООО "Ялтаовощ") был заключён договор аренды земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", на территории малоэтажной застройки, с установлением ряда ограничений. 5 августа 2015 г. Администрация города Ялты Республики Крым приняла оспариваемое постановление, которым возложила обязанность на Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым заключить с договор аренды с ООО "Ялтаовощ" земельного участка сроком на 10 лет, общей площадью 2114 кв.м, кадастровый N, с видом разрешённого использования земельного участка "многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка). По мнению административного истца, на момент перезаключения договора аренды земельного участка должно быть обеспечено сохранение всех ранее существующих ограничений по использованию земельного участка, согласно договору аренды от 3 мая 2006г. Между тем, данное условие выполнено не было. Административный истец считает, что при принятии оспариваемого постановления Администрация города Ялта Республики Крым не имела достаточных правовых оснований устанавливать вид разрешённого использования земельного участка - "высотная многоквартирная многоэтажная застройка". В оспариваемом постановлении незаконно изменён вид разрешённого использования земельного участка, отсутствуют сведения о необходимости включения ограничений и обременений по использованию земельного участка. Никулин С.В. считает, что оспариваемое постановление нарушает его права, так как он проживает по адресу: "адрес", а использование ООО "Ялтаовощ" соседнего земельного участка по договору аренды, которым не предусмотрены ранее существующие ограничения, что влечёт за собой возникновение угрозы жизни и здоровью всем соседним земельным участкам.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 августа 2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Никулин С.В. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение постановлено с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы ООО "Ялтаовощ" представлены письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.
Никулин С.В, его представитель Батяев А.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили её удовлетворить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, ООО "Ялтаовощ" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. N 1, Администрация города Ялта Республики Крым в сфере использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды: осуществляет управление и распоряжение земельными и лесными участками, водными объектами, находящимися в муниципальной собственности городского округа, а также в пределах полномочий, определённых законодательством Российской Федерации и Республики Крым, осуществляет распоряжение земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1); принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков (пункт 8).
Частью 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в том числе, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса) (пункт 1).
Совокупность условий, при которых гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях предусмотрена частью 4 названной статьи.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 38-ЗРК), Законом Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее Закон N 66-ЗРК).
Согласно части 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Частями 12, 13 указанной статьи предусмотрено, что положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключённых до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2019 года внести изменения в соответствующий договор, если не истёк срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Частью 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключён и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключён соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 17 Закона N 38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 2 Порядка переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права).
Виды подлежащих переоформлению прав, а также соответствующие им права, на которые допускается переоформление, определяются Законом (пункт 3 Порядка).
Из материалов дела следует, что на основании решения Ялтинского городского совета от 26 декабря 2006 г. N 82 "О внесении изменений в п. 2, 3 решения N 24 40-й сессии Ялтинского городского совета 4-го созыва от 17.03.2006 г. "О предоставлении в аренду ООО "Ялтаовощ" земельного участка, площадью 0,2313 га, для строительства и обслуживания жилого комплекса, расположенного по адресу: "адрес", на землях Ялтинского городского совета", 24 января 2007 г. между Ялтинским городским советом АР Крым и ООО "Ялтаовощ" был заключён договор аренды земельного участка, общей площадью 0, 2114 га, в том числе по угодьям: 0,2214 га - "застроенные земли". Указанный земельный участок расположен по адресу: "адрес" Согласно Украинскому классификатору целевого использования земли - УКЦИЗ: "земли жилой застройки и общественного назначения", код - 1.13.3. Срок действия договора - 50 лет. Указанный договор зарегистрирован 10 августа 2007 г. за N.
Пунктом 3.1 указанного договора предусмотрено, что арендатор имеет преимущественное право на возобновление договора на новый срок.
21 апреля 2015 г. ООО "Ялтаовощ" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым с письменным обращением, в котором просили предоставить земельный участок в порядке переоформления прав на земельный участок, площадью 2114 кв.м, по адресу: "адрес", ранее находившего в пользовании на условиях аренды для строительства и обслуживания жилого комплекса.
Рассмотрев указанное обращение, Администрация города Ялты Республики Крым приняла постановление от 5 августа 2015 г. N 1498-п "О заключении договора аренды земельного участка по адресу: "адрес", с обществом с ограниченной ответственностью "Ялтаовощ" в порядке переоформления.
Пунктом 1 данного постановления Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым постановлено заключить с ООО "Ялтаовощ" договор аренды земельного участка, сроком на 10 лет, общей площадью 2114 кв.м, из земель населённых пунктов, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешённого использования - "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" (код 2.6), в границах, указанных в кадастровом паспорте.
Данное постановление было принято с учётом письма Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 10 июля 2007 г. N 01-08/259/1, согласно которому выделяемый в аренду ООО "Ялтаовощ" земельный участок для строительства и обслуживания жилого комплекса по адресу: "адрес" входит в границы зоны регулирования застройки 2ст. исторического ареала Ялты.
Также Администрацией города Ялты Республики Крым были приняты во внимание выводы Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, изложенные в письме от 15 мая 2015 г. N 01.02-02/2521, в котором, помимо прочего, указано: вид функционального использования земельного участка - многоквартирная застройка, разрешённое использование - жилое строительство, ограничения (обременения) - зона регулируемой застройки 2-ой степени, договор сервитута на проезд к земельному участку в районе жилого дома по "адрес", о 3 ноября 2009 г. до 2053 г.
Учитывая приведённые выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, принимая постановление от 5 августа 2016 г. N 1498-п, Администрация города Ялты Республики Крым действовала в пределах полномочий, постановление принято с соблюдением требований нормативных правовых актов о его форме и виде, а также при соблюдении процедуры его принятия.
В рассматриваемом споре судебной коллегией не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым постановлением административного ответчика, в связи с чем, с учётом избранного административным истцом способа защиты, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Никулина С.В. о признании незаконным постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 5 августа 2015 г. N 1498-п.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда.
Ссылки на нарушение порядка опубликования оспариваемого постановления основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поскольку обязательное соблюдение порядка опубликования относится к нормативным правовым актам, между тем, оспариваемое постановление таковым не является.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 августа 2018г. по административному делу N 2а-2384/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Никулина Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.