Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
Хожаиновой О.В, Шидаковой О.А,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Умеровой Решиде Усеиновны к Администрации Белогорского района Республики Крым, Государственному комитету по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, заинтересованные лица Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Зуйского сельского поселения", Администрация Ароматновского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Абиева Фериде, о признании незаконными действий или бездействие относительно передачи квартиры иному лицу, признании недействительным документа относительно передачи квартиры иному лицу, понуждении совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Умеровой Решиде Усеиновны на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 17 октября 2018 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Умерова Р.У. обратилась в Белогорский районный суд Республики Крым с административным иском к Администрации Белогорского района Республики Крым, в котором просила признать незаконными действия или бездействие администрации Белогорского района Республики Крым относительно передачи квартиры, расположенной по адресу: "адрес" иному лицу, признать недействительным документ относительно передачи данной квартиры иному лицу, а также обязать администрацию Белогорского района Республики Крым обеспечить истца жильём по адресу: "адрес".
Требования мотивированы тем, что административному истцу административным ответчиком неоднократно сообщалось о том, что она состоит в Списке граждан для обеспечения жильём, из числа ранее депортированных (репрессированных) (первоочередников) по Белогорскому району Республики Крым по вопросам обеспечения жильём реабилитированных граждан. Также было сообщено, что квартира, расположенная по адресу: "адрес", передаётся на баланс администрации Ароматновского сельского поселения Белогорского района Республики Крым для последующей передачи данного жилого помещения гражданам из числа ранее депортированных, согласно очерёдности утверждённого списка депортированных граждан, состоящих на отдельном квартирном учёте по Белогорскому району. Как указывает административный истец, поскольку данная квартира передаётся не в Зуйское поселение, а в администрацию Ароматновского сельского поселения, а также учитывая то обстоятельство, что средства, выделяемые на приобретение жилья, не в полном объёме осваиваются, что приводит к их возврату, это как следствие, влечёт не продвижение очерёдности и нарушение прав истца. Считает незаконными действия администрации Белогорского района Республики Крым относительно передачи вышеуказанной трёхкомнатной квартиры иному лицу без членов семьи, в то время, как её семья насчитывает четыре человека. Передавая указанную трёхкомнатную квартиру иному лицу, администрация Белогорского района нарушила разумную пропорциональность, поскольку один человек должен претендовать на однокомнатную квартиру и не больше. Вследствие необеспечения истца жильём по адресу: "адрес", нарушены её права, свободы и законные интересы, так как до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением. В связи с отсутствием документа о передаче данной квартиры иному лицу, просила признать недействительным и указанный документ. В ходе рассмотрения дела заявленные первоначально исковые требования не уточнялись.
Определением Белогорского районного суда Республики Крым от 10 сентября 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, а также в качестве заинтересованных лиц Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Зуйского сельского поселения", Абиева Ф, а определением суда от 24 сентября 2018 года в качестве заинтересованного лица и Администрация Ароматновского сельского поселения Белогорского района Республики Крым.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 17 октября 2018 года в удовлетворении исковых требований Умеровой Р.У. отказано.
В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права. Так, действия администрации Белогорского района Республики Крым относительно передачи квартиры, расположенной по адресу: "адрес", иному лицу без членов семьи, в то время как семья Умеровой Р.У. насчитывает четыре человека, являются незаконными. Судом по данным обстоятельствам не приведены доводы, что привело к вынесению незаконного решения. Вместе с тем, передавая данную квартиру иному лицу, администрация Белогорского района нарушила разумную пропорциональность. Вследствие необеспечения административного истца жильём по адресу: "адрес", нарушены положения ст. 1 Протокола N1 к Европейской Конвенции по правам человека, а также права, свободы и законные интересы административного истца, так как до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.
Относительно доводов апелляционной жалобы Администрацией Белогорского района Республики Крым поданы письменные возражения с указанием на законность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Умерова Р.У. и её представитель по ордеру - адвокат Пономарев С.С. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили её удовлетворить и отменить решение суда.
Представитель Администрации Белогорского района Республики Крым по доверенности - Клименко Ю.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её необоснованной.
Аблаева Ф. считала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
От представителя Администрации Ароматновского сельского поселения Белогорского района Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно письму Администрации Белогорского района Республики Крым за исх. N10230/01-18 от 17 октября 2017 года административному истцу Умеровой Р.У. сообщено, что в рамках реализации Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" на 2015-2017 годы, в 2016 году было приобретено 4 объекта, которые расположены на территории Белогорского района Республики Крым. По состоянию на 01 октября 2017 года Умерова Р.У. состоит под N7 в сводном Списке граждан для обеспечения жильем, из числа ранее депортированных (репрессированных) (первоочередников) по Белогорскому району Республики Крым. Жильё будет предоставлено согласно очерёдности сводного Списка граждан для обеспечения жильем, из числа ранее депортированных (репрессированных) (первоочередников) по Белогорскому району Республики Крым (л.д. 9).
Согласно письму Прокуратуры Республики Крым от 23 октября 2017 года Умеровой Р.У. сообщено о том, что она состоит на учёте граждан из числа ранее депортированных, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрации Белогорского района с 22 декабря 2004 года с составом семьи 4 человека. В настоящее время очередь заявителя под N7 (л.д. 10-11).
Администрацией Белогорского района 13 июля 2016 года в рамках реализации Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" на 2015-2017 годы, утверждённой й постановлением Совета министров Республики Крым от 09.04.2015 года N185, заключено соглашение с Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым о предоставлении субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, срок действия которого истёк 31 декабря 2016 года. В 2016 году Администрацией района планировался выкуп 16 квартир для вышеуказанных нужд и во исполнение Соглашения N31 с ООО "Ликана" заключено 12 муниципальных контрактов на приобретение жилья для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ранее депортированных. Вместе с тем, Белогорским районным отделом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по результатам рассмотрения документов, предоставленных для регистрации права муниципальной собственности на основании вышеуказанных контрактов, приняты решения о приостановлении, а в последующем, об отказе в процедуре государственной регистрации, ввиду допущенных нарушений при их заключении. Ввиду истечения финансового года, а также отказа в государственной регистрации права собственности, администрацией Белогорского района на основании ст.12 Бюджетного кодекса Российской Федерации вынесено постановление от 30.12.2016 года N486 об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанных муниципальных контрактов.
Кроме того, следственным управлением МВД по Республике Крым возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст.30, ч.4 ст.159 УК Российской Федерации, по факту покушения на мошенническое завладение денежными средствами, перечисленных на софинансирование капитальных вложений, приобретение недвижимого имущества в муниципальную собственность Белогорского района. Также установлено, что администрацией района в рамках реализации Программы выкуплены 4 квартиры у собственников объектов недвижимого имущества, в том числе, у ФИО9, для обеспечения граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ранее депортированных. Указанные жилые помещения распределены Администрацией района между гражданами, состоящими в списках по обеспечению во внеочередном порядке (25%), первоочередном (24%), общей очереди (50%). Поскольку Умерова Р.У. состоит на учёте граждан из числа ранее депортированных нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации Белогорского района под N7, жилое помещение Умеровой Р.У. не распределено.
Согласно письму Администрации Белогорского района Республики Крым за исх. N У-17/348/2 от 14 сентября 2017 года, Умеровой Р.У. сообщено о том, что по состоянию на 01 сентября 2017 года она состоит в списке граждан для обеспечения жильем из числа ранее депортированных (репрессированных) (первоочередников) по Зуйскому сельскому поселению Белогорского района Республики Крым под N4. В сводном Списке граждан для обеспечения жильём, из числа ранее депортированных (репрессированных) (первоочередников) по Белогорскому району Республики Крым, утвержденном комиссией администрации Белогорского района Республики Крым по вопросам обеспечения жильём реабилитированных граждан она состоит под N7 (л.д. 12-13).
Согласно письму Администрации Белогорского района Республики Крым за исх. NУ-17/150/2 от 17 мая 2017 года, Умеровой Р.У. по вопросу законности приобретения и выделения социального жилья для реабилитированных граждан в Белогорском районе в 2016 году, сообщено о том, что по итогам заседания комиссии Белогорского района Республики Крым по вопросу обеспечения жильем реабилитированных граждан от 31 марта 2017 года, принято решение распределить жилые помещения между органами местного самоуправления Белогорского района Республики Крым, согласно утверждённым спискам граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа ранее депортированных (репрессированных) в соответствии с п.4 "адрес", передается на баланс администрации Ароматновского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, для последующей передачи данного жилого помещения гражданам из числа ранее депортированных, согласно очерёдности утверждённого списка депортированных граждан, состоящих на отдельном квартирном учёте по Белогорскому району (л.д. 14-15).
Согласно Муниципальному контракту N2 от 06 декабря 2016 года, а также Дополнительному соглашению N1 от 26 декабря 2016 года к нему, у Абдукадыровой Л.Ф. Администрацией Белогорского района Республики Крым, как органом местного самоуправления, приобретена в собственность квартира, общей площадью 62,4 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" (л.д. 125-127, 130-131). Как усматривается из содержания Контракта, данное недвижимое имущество, приобретается в муниципальную собственность с целью дальнейшего предоставления гражданам из числа реабилитированных народов Крыма по договорам найма жилых помещений на территории муниципального образования Белогорского района Республики Крым в рамках реализации соглашения N31 от 13.07.2016 г. между Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и Депортированных граждан Республики Крым и администрацией Белогорского района Республики Крым о предоставлении и расходовании субсидии из бюджета республики Крым бюджетам муниципальных образований в Республике Крым на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках реализации Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" на 2015-2017 годы.
06 декабря 2016 года составлен соответствующий акт приёма-передачи указанной квартиры (л.д. 128-129).
Решением 56-ой сессии 1-го созыва Белогорского районного совета Республики Крым N624 от 28 июля 2017 года, "адрес", расположенная по адресу: "адрес", передана в муниципальную собственность муниципального образования Ароматновское сельское поселение Белогорского района Республики Крым (л.д. 100-101).
По акту приема-передачи N3 от 02 августа 2017 года данное жилое помещение Администрацией Белогорского района Республики Крым передано Администрации Ароматновского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (л.д. 102).
24 октября 2017 года между Администрацией Ароматновского сельского поселения Белогорского района Республики Крым и гражданкой Абиевой Фериде, на основании решения о предоставлении жилого помещения от 28 июля 2017 года N624, заключён договор социального найма N3, согласно которому, Абиевой Ф. и членам её семьи в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трёх комнат, общей площадью 62,4 кв.м, в том числе жилой 41,1 кв.м, по адресу: "адрес" (л.д. 105-109).
При этом, Абиева Фериде, как установлено, состояла в списке (внеочередников) депортированных граждан, состоящих на отдельном квартирном учёте по Белогорскому району по состоянию на 01 ноября 2016 года, дата постановки: решение N82 от 20.06.2012 года, состав семьи: 1, её адрес места жительства: "адрес" (л.д. 132).
В связи с чем, постановлением Администрации муниципального образования Ароматновское сельское поселение Белогорского района Республики Крым N276 от 27 декабря 2017 года, принятого также на основании решения жилищной комиссии муниципального образования Ароматновское сельское поселение Белогорского района Республики Крым от 14.12.2017г, Абиева Фериде, в связи с получением жилья, снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на квартирный учет до 21 марта 2014 года (л.д. 110).
Согласно договору N1 от 15 января 2018 года, Администрацией Ароматновского сельского поселения Белогорского района Республики Крым безвозмездно (бесплатно) в порядке приватизации передано жилое помещение ( "адрес"), расположенное по адресу: "адрес", гражданину Российской Федерации - Абиевой Ф. (л.д. 111-112).
Согласно выписке из ЕГРН, выданной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 28 февраля 2018 года, Абиева Ф. зарегистрировала право собственности на данное недвижимое имущество (л.д. 122-124).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, орган местного самоуправления действовал в пределах своих полномочий, в соответствии с действующим законодательством, поскольку жильё было распределено уполномоченным органом местного самоуправления, согласно утверждённым спискам граждан, в соответствии со сложившейся очерёдностью, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым, муниципальными правовыми актами, протоколами заседаний комиссии Белогорского района Республики Крым по вопросам обеспечения жильём реабилитированных граждан и спискам граждан для обеспечения жильём из числа ранее депортированных (репрессированных) по Белогорскому району Республики Крым соответствующей очереди.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
В силу частей 1-5 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Механизм обеспечения жильём депортированных (репрессированных) по национальному признаку граждан, нуждающихся в жилых помещениях, построенным или приобретённым за счет средств бюджета Республики Крым и федерального бюджета, определён Порядком обеспечения жильём граждан из числа ранее депортированных, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 N611.
Согласно пункту 2 данного Порядка, обеспечение жильём граждан, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, реализуется путём предоставления им жилых помещений по договорам социального найма согласно контрольному списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ранее депортированных (далее - Список).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, жилые помещения распределяются уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными списками граждан, сформированными в городских округах и муниципальных районах, в следующих соотношениях: 25% - по спискам внеочередников, 25% - по спискам первоочередников и 50% - по списку общей очереди.
Распределение жилых помещений между жителями поселения, на территории которого они построены, и жителями других поселений муниципального района оформляется соглашениями между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Гражданам, указанным в пункте 3 Порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных, предоставляются свободные жилые помещения по установленным органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым нормам по договорам социального найма из жилищного фонда муниципальных образований в Республике Крым (пункт 8 Порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных).
Постановлением Администрации Белогорского района от 03.11.2016г. N401, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N188-ФЗ, Законом Республики Крым от 6 июля 2015 года N130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 611 "Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных", утверждён Порядок формирования списка граждан для обеспечения жильем из числа ранее депортированных (репрессированных) по Белогорскому району Республики Крым.
Так, согласно данному Порядку, формирование (обобщение) Списка граждан для обеспечения жильем из числа ранее депортированных (репрессированных) по Белогорскому району Республики Крым осуществляется структурным подразделением администрации Белогорского района - отделом культуры и межнациональных отношений администрации Белогорского района Республики Крым (далее - уполномоченный орган) по форме (приложение 1).
Право на получение жилых помещений по договорам социального найма за счет бюджетных средств имеют граждане:
принятые по состоянию на 21 марта 2014 года на отдельный квартирный учет депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Белогорского района Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма;
подвергшиеся политическим репрессиям по национальному признаку с территории Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, признанные пострадавшими от политических репрессий по национальному признаку в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", и члены их семей (муж, жена, дети), возвратившиеся в Республику Крым на постоянное проживание, нуждающиеся в жилых помещениях и являющиеся гражданами Российской Федерации.
Списки, заверенные в установленном порядке, подаются администрациями сельских и городского поселений Белогорского района Республики Крым в уполномоченный орган для формирования сводного Списка граждан для обеспечения жильем из числа ранее депортированных (репрессированных) по Белогорскому району Республики Крым ежеквартально до тридцатого числа последнего месяца отчетного квартала в трех списках: по спискам внеочередников; по спискам первоочередников; по списку общей очереди.
Администрации сельских и городского поселений Белогорского района Республики Крым несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность представленных сведений в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган рассматривает представленные администрациями сельских и городского поселений Белогорского района Республики Крым Списки и обобщает полученные сведения о потребности в предоставлении жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, из числа ранее депортированных по Белогорскому району Республике Крым в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет гражданина в трех списках: по спискам внеочередников; по спискам первоочередников; по списку общей очереди.
Уполномоченный орган подает Список граждан для обеспечения жильем из числа ранее депортированных (репрессированных) по Белогорскому району Республики Крым для рассмотрения и утверждения в комиссию администрации Белогорского района по вопросам обеспечения жильем реабилитированных граждан, созданную постановлением администрации Белогорского района Республики Крым.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Республики Крым от 06.07.2015 N130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым", заявления о принятии на учет подаются гражданами при наличии оснований для признания их нуждающимися в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях. Заявления о принятии на учет в соответствии с законодательством подаются гражданами в осуществляющие ведение учета граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашениями о взаимодействии.
Следует отметить, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" как установлено, передано лицу, состоящему в списке депортированных граждан, на отдельном квартирном учете в исполкомах местных советов по Белогорскому району под N1, в соответствии с установленным процентным соотношением Списку очерёдности.
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Как следует из поданного Умеровой Р.У. искового заявления, исковые требования ею были предъявлены первоначально к одному конкретному ответчику - Администрации Белогорского района Республики Крым, и каждое заявленное к этому ответчику требование касалось конкретного жилого помещения: оспаривались действия или бездействие относительно передачи квартиры иному лицу, документа относительно такой передачи, а также о возложении обязанности обеспечить административного истца именно данным указанным ею жилым помещением.
Заявленные исковые требования Умеровой Р.У. в процессе рассмотрения дела не изменялись.
В связи с чем, в связи с установленными в ходе рассмотрения административного дела обстоятельствами, выходит, что имели место и оспариваются административным истцом именно действия Администрации Белогорского района Республики Крым относительно вышеуказанного жилья, состоящие в фактической передаче квартиры иному лицу - Администрации Ароматновского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, о чём был составлен Акт приёма-передачи N3 от 02.08.2017 (л.д. 102), а не бездействие.
При этом, данные действия, как установлено, осуществлялись во исполнение решения 56-ой сессии 1-го созыва Белогорского районного совета Республики Крым N624 от 28 июля 2017 года, которым "адрес", расположенная по адресу: "адрес", передана в муниципальную собственность муниципального образования Ароматновское сельское поселение Белогорского района Республики Крым (л.д. 100-101). Во втором пункте данного решения указано о необходимости осуществления такой передачи именно по акту приема-передачи.
Таким образом, Администрация Белогорского района, передавая вышеуказанную квартиру иному лицу (муниципальному образованию Ароматновское сельское поселение Белогорского района Республики Крым в лице соответствующей Администрации) по акту приёма-передачи, действовала во исполнение принятого Белогорским районным советом Республики Крым решения, которое на момент рассмотрения настоящего дела не было отменено или признано незаконным, и в соответствии с предусмотренными законом (статья 37 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и Уставом муниципального образования полномочиями, как исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования, предусмотренным для совершения таких действий способом.
Абиевой Ф. указанная квартира передавалась Администрацией Ароматновского сельского поселения Белогорского района Республики Крым первоначально по договору социального найма жилого помещения N3 от 24.10.2017 (л.д. 105-109), а, впоследствии, по договору передачи жилого помещения в собственность граждан N1 от 15 января 2018 года (л.д. 111-112).
В связи с чем, фактические и правовые основания для признания незаконными оспариваемых и заявленных в исковом заявлении административным истцом действий и документа административного ответчика Администрации Белогорского района - отсутствуют.
Исковое же требование о возложении на административного ответчика обязанности обеспечить Умерову Р.У. именно указанным ею жилым помещением - квартирой N по адресу: "адрес" удовлетворению не подлежит.
Так, во-первых, как требование, заявленное в целях устранения допущенных нарушений прав истца административным ответчиком, а поскольку оспариваемые действия административного ответчика незаконными не признаны, оснований для удовлетворения данного дополнительного требования к главному - не имеется.
Во-вторых, как усматривается из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, обозначенная административным истцом квартира зарегистрирована на праве собственности за Абиевой Фариде на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан N1 от 15.01.2018г. То есть, требуемая административным истцом квартира в собственности или управлении административного ответчика - не находится, а права Абиевой Ф. на квартиру, с учётом доводов административного истца: "один человек должен претендовать на однокомнатную квартиру, и не больше", могут быть оспорены лишь в гражданском порядке.
Более того, исковые требования Умеровой Р.У. к Администрации Белогорского района Республики Крым о признании незаконными действий относительно необеспечения жильём, обязательстве совершить определённые действия, по аналогичным основаниям, уже являлись предметом рассмотрения в рамках рассмотрения административного дела N2а-387/2018. Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года в удовлетворении иска отказано (л.д. 19-26).
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 03 июля 2018 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения (л.д. 27-34). При этом, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции было установлено, что на заседании комиссии Администрации Белогорского района по вопросам обеспечения жильём реабилитированных граждан от 23 мая 2018 года в пользу Умеровой Р.У. уже распределён "адрес", площадью 83,7 кв.м, расположенный на "адрес" в "адрес" ФИО4 "адрес" (л.д. 33).
В связи с чем, поскольку совокупностью установленных по делу обстоятельств и предоставленных доказательств незаконность действий как Администрации Белогорского района Республики Крым, так и Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, не установлена, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в полном объёме.
Доводы стороны административного истца в судебном заседании апелляционной инстанции, что исковое заявление Умеровой Р.У. подлежало рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судебная коллегия, с учётом изложенных Умеровой Р.У. оснований иска, содержания первоначальных исковых требований и впоследствии истцом не изменённых, и, заявленных Умеровой Р.У. к конкретному лицу - Администрации Белогорского района, как органу местного самоуправления, в сфере осуществления им соответствующих полномочий, а также исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, считает несостоятельными.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Белогорского районного суда Республики Крым от 17 октября 2018 года по административному делу N2а-1135/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Умеровой Решиде Усеиновны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: О.В. Хожаинова
О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.