Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
и судей Пильгановой В.М, Дегтеревой О.В,
при секретаре Воропаевой Е.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гр ажданское дело по апелляционным жалобам представителя ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и МО и Б. Н.А. на решение Лефортовского районного суда г.Москвы от 19 июня 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Б.Н.А. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в стаж Б.Н.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды: с 02.01.1991 года по 12.06.1991 года, с 13.06.1991 года по 22.06.1991 года, с 23.06.1991 года по 31.12.1991 года, с 08.06.1993 года по 22.06.1993 года, с 17.01.1994 года по 30.01.1994 года.
В остальной части отказать.
УСТАНОВИЛА:
Б. Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N3 по Москве и МО о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование заявленных требований указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако, в назначении пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" ей было отказано из-за отсутствия у нее требуемого специального стажа.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного просят в апелляционной жалобе представитель ГУ-ГУ ПФР N3 по Москве и МО и истец Б. Н.А.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, Б. Н.А, *** года рождения, обратилась 08 июля 2016 года в Клиентскую службу "Люблино" Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсий, ЕДВ и других социальных выплат Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области от 07 октября 2016 года N10/455 истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности включены периоды работы Б. Н.А. продолжительностью 19 лет 04 месяца 01 день.
В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение не был включен, в том числе, период работы истца с 02.01.1991 года по 31.05.1997 года в должности музыкального руководителя в яслях-саду N****, так как документально не подтверждена работа на полную ставку за весь период работы, независимо от года ее выполнения ( пункт 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N781).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
На основании п.5 ч.5 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. "м" п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г, периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
На таких же условиях засчитывались периоды работы в должности музыкального руководителя в льготный трудовой стаж с 1 ноября 1999 года и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации 22 сентября 1999 года (ранее музыкальным руководителям работа в этой должности в льготный трудовой стаж не засчитывалась - в Списке от 6 сентября 1991 года должность "Музыкальный руководитель" не была предусмотрена как работа, дающая право на льготную пенсию).
Тем не менее, пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г, предусмотрено, что периоды работы в этой должности засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, т.е. права музыкальных руководителей, в части зачета периодов работы в льготный стаж, по сравнению с ранее действовавшими Правилами и Списками, расширены.
Согласно трудовой книжке серии *** на имя Б.Н.А, *** года рождения, истец 05.04.1989 года была зачислена в ясли-сад *** *** на должность воспитателя (приказ N37 от 05.04.1989 года - копия л.д.27), 01.01.1991 года переведена на должность музыкального руководителя я/с 1122 ПО "***" (приказ N1 от 02.01.1991 года), на основании приказа N50 от 16.02.1994 года Министерства связи РФ ГПС "***" учреждение переименовано в я/с 1122 УФПС "***", 31.05.1997 года уволена в связи с ликвидацией я/с *** УФПС "***" п.1 ст.33 КЗоТ РФ (приказ N64 от 30.05.1997 года - копия л.д.30).
При этом указанные в трудовой книжке истца сведения о работе в период с 05.04.1989 года по 31.05.1997 года, подтверждаются также архивной справкой N1.5.6.1.15.1-32/96 от 18.05.2016 года, выданной УФПС г.Москвы - Филиал ФГУП "***"
Согласно ответу на запрос суда УФПС г.Москвы - Филиал ФГУП "***" N2.1.15.1-35/167 от 01.06.2017 года, за вышеуказанный период работы истцу Б. Н.А. предоставлялись: учебный оплачиваемый отпуск с 13.06.1991 года по 22.06.1991 года (приказ от 03.06.1991 года N6/1 - копия л.д.25), учебный оплачиваемы отпуск с 08.06.1993 года по 22.06.1993 года (приказ от 07.06.1993 года N6/41 - копия л.д.26), учебный оплачиваемый отпуск с 17.01.1994 года по 30.01.1994 года (приказ от 17.01.1994 года N1/2 - копия л.д.28).
По представленным справкам и лицевым счетам, характер работы (полный/неполный рабочий день, полная/неполная рабочая неделя) за период с 02.01.1991 года по 31.05.1997 года установить не представляется возможным в связи с отсутствием надлежащих документов-оснований, поскольку при ликвидации яслей-сада N1122 в 1997 году документы в УФПС были переданы не в полном объеме.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы с 02.01.1991 года по 12.06.1991 года, с 13.06.1991 года по 22.06.1991 года, с 23.06.1991 года по 31.12.1991 года, с 08.06.1993 года по 22.06.1993 года, с 17.01.1994 года по 30.01.1994 года в должности музыкального руководителя я/с N*** на основании собранных по делу доказательств, в том числе трудовой книжки истца, соответствующих справок и приказов работодателя, учитывая положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд правильно исходил из того, что основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций педагогическими работниками и пришел к правильному выводу об их удовлетворении, поскольку в спорный период истец осуществляла педагогическую деятельность в должности и учреждении для детей, предусмотренных соответствующими Списками, и спорные периоды до 01.01.1992г, а также период учебных отпусков с учетом их оплаты и перечислении страховых взносов, основаны на положениях ст. ст. 173, 187 Трудового кодекса РФ и обоснованно включены судом в страховой стаж для назначения пенсии.
Обжалуя решение суда в части включения в специальный стаж спорного периода работы, в апелляционной жалобе ответчик ссылается на те же доводы, что и в решении комиссии об отказе в назначении пенсии N10/455 от 07.10.2016 и возражениях на исковое заявление, указывая, что спорные периоды не подлежат включению в льготный стаж работы.
Вместе с тем, оснований для обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца период работы с 01.01.1992г. по 31.05.1997г. в должности музыкального руководителя в яслях-саду N1122 УФПС "***" у суда не имелось, так как доказательств того, что работа выполнялась на 1 ставку не представлено, а представленные истцом суду лицевые счета представленной справкой ФГУП "***" не подтверждены.
При включении в подсчет специального стажа истца периодов работы пенсионными органами и судом, у истца на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости отсутствовал необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности, следовательно, оснований для обязания ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости не имелось.
Таким образом, отсутствие необходимого специального стажа не дает оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400 "О страховых пенсиях", следовательно, вывод суда об отказе в удовлетворении требований истца об обязании ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости, соответствует требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы истца, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки, представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, приведенными в оспариваемом решении, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах и соответствует нормам права, подлежащим применению в данном случае.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб сторон не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 19 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.