Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
и судей Климовой С.В, Пильгановой В.М,
при секретаре Ильиной Д.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Гуревич О.О. на решение Басманного районного суда города Москвы от 22 мая 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Гуревич О.О. в интересах несовершеннолетней Е* к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы об обязании осуществить выплату компенсации стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации ребенка-инвалида - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Гуревич О.О. 22.02.2018 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ДТСЗН г. Москвы, третье лицо - ГБУ ТСЦО "Беговой"), в котором просила обязать ответчика осуществить выплату компенсации стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации ребенка-инвалида Е*, *** года рождения, в размере 161 526 руб, мотивируя обращение тем, что является матерью несовершеннолетней Е* являющейся ребенком-инвалидом, которому в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА) предусмотрены технические средства в виде ортопедического аппарата/ортеза на голеностопный сустав с шарниром 2 шт, ортопедический аппарат на всю ногу с полукорсетом, которые истец приобрела самостоятельно, при обращении к ответчику по вопросу выплаты компенсации стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации инвалида в выплате было отказано ввиду отсутствия у истца места жительства в городе Москвы, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права и права ребенка-инвалида.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал; представители ответчика и третьих лиц иск не признали.
22.05.2018 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Гуревич О.О. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель истца Гуревич О.О. по доверенности Глазунова У.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представители ДТСЗН г. Москвы по доверенности Акчурин Т.Р, третьего лица ГБУ ТСЦО "Беговой" по доверенности Верилова И.В. против удовлетворения жалобы возражали.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Е*, *** года рождения, уроженке г. ***, согласно акту освидетельствования филиала N 74 Главного бюро МСЭ по городу Москве N *** от *** установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет (до *** ) и *** выдана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР), в соответствии с которой ей показаны технические средства реабилитации и услуг по реабилитации (ТСР), исполнителем которых указаны органы социальной защиты УСЗН по месту жительства (л.д. 11-14); указанная программа предусматривает в качестве технического средства реабилитации, в том числе ортопедический аппарат/ортез на голеностопный сустав с шарниром 2 шт. и ортопедический аппарат/ортез на всю ногу с полукорсетом на обе ноги.
Согласно свидетельствам о регистрации несовершеннолетняя Е*, а также ее мать Гуревич О.О, *** года рождения, зарегистрированные по месту жительства в городе ***, и отец Г*, *** года рождения, зарегистрированный по месту жительства в г. ***, фактически проживают в городе Москве, где зарегистрированы по месту пребывания по адресу: *** (л.д. 9-10).
*** Г* был приобретен ортопедический аппарат/ортез на голеностопный сустав с шарниром 2 шт. общей стоимостью 50 526 руб, 22.05.2017 - ортопедический аппарат на всю ногу с полукорсетом стоимостью 111 000 руб, о чем представлены товарные накладные, счета на оплату и чеки об оплате (л.д. 15-18), в связи с чем Гуревич О.О. обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации ребенка-инвалида Е*
В ответе на указанное обращение ГБУ ТСЦО "Беговой" *** сообщило истцу, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, в связи с чем заявление об их предоставлении подается инвалидом в уполномоченный орган по месту жительства (л.д. 19).
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельства на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, которым утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, разъяснениями Минтруда РФ от 03.11.2017 N 13-3/В-2003, а также Постановления Правительства Москвы от 25.08.2009 N 841-ПП "О порядке осуществления переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами отдельных категорий граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки", пришел к выводу о том, что обеспечение инвалидов техническими средствами за счет средств федерального бюджета осуществляется уполномоченным органами исключительно по месту жительства, в то время как ребенок-инвалид Е* не имеет места жительства в городе Москве, в связи с чем для решения вопроса о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации истец имеет право обратиться в территориальный орган ФСС РФ или в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства ребенка-инвалида.
С выводами суда первой инстанции об основаниях отказа в удовлетворении требований Гуревич О.О. об обязании осуществить выплату компенсации стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации ребенка-инвалида Е* судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ндивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1). Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2). Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3). Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (ч. 4). Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами (ч. 5). Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 6). Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (ч. 7).
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ч. 8). Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 9).
В силу ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ т ехнические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, з аявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган); при подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана), или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение) ( п. 4). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление); в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п. 5). В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Отказ инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством (изделием) и (или) услугой по его ремонту не дает инвалиду (ветерану) права на получение компенсации в размере их стоимости (п. 15(1)).
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету ФСС РФ в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий (п. 16).
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.08.2009 N 841-ПП "О порядке осуществления переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами отдельных категорий граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки" у полномоченными органами по обеспечению техническими средствами реабилитации, услугами отдельных категорий граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим постановлением, являются Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы (п. 2.1.). Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется ввод информации об обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, услугами отдельных категорий граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим постановлением, в Автоматизированную систему ведения Общегородского регистра лиц с ограничениями жизнедеятельности (п. 2). Финансовое обеспечение предоставления технических средств реабилитации, услуг, выплаты компенсаций отдельным категориям граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету города Москвы в виде субвенций в установленном порядке (п. 4); в целях повышения уровня обеспеченности отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление технических средств реабилитации, услуг, получение компенсационных выплат в соответствии с настоящим постановлением, может осуществляться дополнительное финансовое обеспечение за счет средств бюджета города Москвы (п. 4.1.).
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, который предусматривает, что к омпенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.
Таким образом, положения действующего законодательства, регулирующего правоотношения по обеспечению социальной защиты инвалидов, не предусматривают возможность отказа в обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации в случае, если указанные средства предусмотрены и ндивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида как комплекса оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, и являющейся обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, только по тому основанию, что инвалид не имеет места жительства в определенном субъекте Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, при этом местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан.
При таких данных, учитывая характер заявленных требований, отказ ответчика в выплате компенсации исключительно по основаниям отсутствия у ребенка-инвалида места жительства в городе Москве, судебная коллегия полагает не основанным на положениях действующего законодательства, регулирующего вопросы социального обеспечения инвалидов.
Также судебная коллегия принимает во внимание, что в порядке реализации социальной защиты ребенка-инвалида Е*, в том числе по указанной выше программе реабилитации, ГБУ ТСЦО "Беговой" в 2014 и в 2017 году выплачивал компенсацию на приобретение технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий (л.д. 21-22, 75), что также свидетельствует об отсутствии препятствий к осуществлению социальной защиты ребенка-инвалида Е* ответчиком.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции представлены сведения о постоянном месте жительства Гуревич О.О. и Е* с *** в городе Москве (л.д. 61, 74), а также ответ ГУ - Челябинского регионального отделения ФСС РФ от *** о том, что с 01.01.2017 полномочия обеспечения инвалидов техническими средствами в указанном субъекте РФ возложены на ГУ - Челябинское региональное отделение ФСС РФ, ранее в период с 2011 года такие полномочия были возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области, при этом по вопросу обеспечения техническими средствами реабилитации Е*, *** года рождения, в ГУ - Челябинского регионального отделения ФСС РФ не обращалась, и данные Министерства социальных отношений Челябинской области по вопросу таких обращений отсутствуют.
При таких данных, учитывая, что основанием для отказа в рассмотрении заявления Гуревич О.О. о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации ребенка-инвалида Е* за собственный счет, явилось только отсутствие у ребенка-инвалида места жительства в городе Москве, то указанное заявление подлежит рассмотрению ответчиком по существу в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в связи с чем судебная кол л егия приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного решения и обязания ответчика Д ТСЗН г. Москвы произвести выплату компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации по обращению Гуревич О.О. в интересах несовершеннолетней Е* в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда города Москвы от 22 мая 2018 года отменить,
принять по делу новое решение, которым обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы произвести выплату компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации по обращению Гуревич О.О. в интересах несовершеннолетней Е*, *** года рождения, в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.