Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В, Тиханской А.В,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Гордеевой О.В. материал по частной жалобе Председателя правления Общероссийской общественной организации "Гражданский контроль государственных закупок" Доброштана Д.В. на определение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 31 октября 2018 года, которым постановлено:
возвратить административное исковое заявление Председателя правления Общероссийской общественной организации "Гражданский контроль государственных закупок" Доброштана Д.В. о признании незаконным решения ФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Председатель правления Общероссийской общественной организации "Гражданский контроль государственных закупок" Доброштан Д.В. (далее - Заявитель) обратился в суд с административным иском к Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России), в котором просил признать незаконным в части решение N ПГОЗ-238/18 от 07 августа 2018 года.
Определением судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 31 октября 2018 года административное исковое заявление возвращено со ссылкой на отсутствие у лица, подписавшего административный иск, полномочий на совершение такого процессуального действия.
В частной жалобе ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления как незаконного.
В силу части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства; обстоятельств, установленных частью 3 статьи 315 КАС РФ для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не установлено.
Судебная коллегия, проверив в порядке упрощенного (письменного) производства представленные материалы дела, обсудив доводы частной жалобы применительно к статье 310 КАС РФ, приходит к выводу о том, что определение судьи подлежит отмене.
Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
На основании части 3 статьи 38 КАС РФ административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
В силу части 5 статьи 54 КАС РФ административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.
При этом, исходя из требований части 1 статьи 125 КАС РФ, административное исковое заявление подписывается административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Конституция Российской Федерации, признавая право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений (статья 30).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", в соответствии с которым Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (часть 4 статьи 3).
Из представленного материала следует, что к административному исковому заявлению Общероссийской общественной организации "Гражданский контроль государственных закупок", подписанному Председателем Правления Доброштаном Д.В, представлен протокол N 1 от 03 февраля 2014 года о создании данной общественной организации и избрании названного лица председателем Правления с предоставлением последнему на основании Устава права действовать от имени организации без доверенности.
Таким образом, правовые основания для возвращения административного иска в рассматриваемом случае, в частности, поименованные в пункте 4 части 1 статьи 129 КАС РФ, отсутствовали, а потому обжалуемое определение не может быть признано законным и на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с возвращением материала в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда в порядке статей 124-130 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 310, 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 31 октября 2018 года отменить, материал направить в суд первой инстанции для решения в порядке статей 124-130 КАС РФ вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.