Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей О.В. Гордеевой, В.В. Ставича,
при секретаре З.В. Золотове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца А.В. Иващенко по доверенности И.В. Красавина на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 24 августа 2018 года по административному иску А.В. Иващенко к МИФНС N46 по г. Москве о признании незаконным решения о государственной регистрации ТСН "Итальянский квартал"
УСТАНОВИЛА:
А.В. Иващенко обратился в суд с указанным выше административным иском к МИФНС N46 по г. Москве, полагая недействительной регистрацию ТСН "Итальянский квартал", поскольку налоговому органу для совершения регистрационных действий были представлены недостоверные сведения, устав товарищества не соответствует закону.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 24 августа 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представителя административного истца А.В. Иващенко по доверенности И.В. Красавина ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца А.В. Иващенко по доверенности Т.В. Вахрушина доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель МИФНС N46 по г. Москве Д.А. Тихомиров по доверенности просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
На основании решения МИФНС N46 по г. Москве от 1 марта 2018 года произведена государственная регистрация некоммерческой организации ТСН "Итальянский квартал".
В соответствии с уставом указанной организации последняя создана на основании решения внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в очно-заочной форме с 14 сентября 2016 года по 14 декабря 2016 года, оформленного протоколом от 24 декабря 2016 года.
До 15 декабря 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N278-ФЗ действие Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" распространялось на товарищества собственников жилья.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).
Согласно ст. 13.1 названного Федерального закона некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации.
Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
В настоящее время в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется налоговыми органами.
Положениями ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривался исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Поскольку необходимые для регистрации документы, в частности, заявление о государственной регистрации и протокол от 24 декабря 2016 года общего собрания ТСН "Итальянский квартал" были представлены в уполномоченный орган, ответственный за проведение государственной регистрации, - МИФНС N46 по г. Москве, иные правовые основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Изложенное доводами апелляционной жалобы не опровергнуто.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что заявленные основания административного иска требовали судебной проверки соблюдения при организации проведения общего собрания ТСН "Итальянский квартал" норм Жилищного кодекса РФ, а также действительности протокола общего собрания, соответствия регистрации указанной некоммерческой организации нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия расценивает как ошибочные.
Суд правильно в этой части применил нормы п. 4.1, п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которым регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1).
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (п. 4.2).
Таким образом, к компетенции МИФНС N46 по г. Москве не относится проверка действительности представленного для регистрации протокола общего собрания собственников жилых помещений.
Фактически в этой части в апелляционной жалобе ошибочно отождествляется процедура законности создания Товарищества, которая имеет гражданско-правовой характер, и порядок государственной регистрации названной некоммерческой организации, который носит публично-правовой характер.
Так, согласно п. 104 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное ( пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).
В частности, Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", главой 6 ЖК РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания соответственно акционеров, участников общества, собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений. Нормы главы 9.1 ГК РФ к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе ( пункты 3 - 5 статьи 181.2 ГК РФ), о заблаговременном уведомлении участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения собрания ( пункт 6 статьи 181.4 ГК РФ), об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным ( пункты 1, 2, 7 статьи 181.4, статья 181.5 ГК РФ).
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, А.В. Иващенко не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов решением МИФНС N46 по г. Москве.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 14 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.