Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 06 сентября 2018 года, которым постановлено: "Административное исковое заявление удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость перечисленных ниже земельных участков равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 26 апреля 2017 года, в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 14 589 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 627 596 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 15 192 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 2 826 406 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью **кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 633 615 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 572 551 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 388 576 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 429 222 000 рублей.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости перечисленных выше земельных участков.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 26 апреля 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении после указанной даты очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков считать 30 ноября 2017 года."
УСТАНОВИЛА:
ООО "Речников Инвест" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **, **, ** равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 26.04.2017 г. в суммах соответственно 246 руб, 10 973 руб, 256 руб, 2 675 978 778 руб, 172 665 822 руб, 8 293 руб, 232 973 680 руб. и 116 966 743 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является арендатором названных выше участков, и несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов их рыночной стоимости затрагивает права истца как плательщика арендной платы, исчисляемой в зависимости от кадастровой стоимости каждого участка.
В судебном заседании представитель административного истца представил уточненное заявление, где просил установить кадастровую стоимость перечисленных в исковом заявлении земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2017 г, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, одновременно представляющий интересы Департамента городского имущества города Москвы, иск не признал, поддержал ранее представленные письменные возражения, где указал на отсутствие оснований к изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости и недостоверность представленного отчета об оценке.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **, **, ** на основании заключенных с ДГИ г. Москвы договоров аренды; в соответствии условиями договоров и с дополнительными соглашениями к ним, срок аренды установлен до 2020 года, а размер арендной платы определяется в процентах от кадастровой стоимости каждого земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **, **, ** была определена по состоянию на 26.04.2017 г. в суммах соответственно 17 084 274,10 руб, 761 722 979,70 руб, 17 791 209,58 руб, 3 229 575 829,09 руб, 769 027 979,66 руб, 575 681 125,88 руб, 390 699 675,28 руб. и 520 952 537,47 руб, и сведения об указанной кадастровой стоимости объектов в тот же день были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Обращению в суд административного истца с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости предшествовало его обращение в комиссию при Управлении Росреестра по г. Москве, однако, поданное им 30.11.2017 г. заявление было отклонено, что подтверждено представленным истцом решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 19.12.2017 г.
Оспаривая учтенную в ЕГРН кадастровую стоимость объекта, истец в подтверждение своих доводов представил составленный ** отчет N ** об оценке рыночной стоимости земельных участков согласно которому, таковая составляет суммы, указанные в первоначально поданном административном исковом заявлении.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в представленном административным истцом отчете об оценке от кадастровой стоимости объектов недвижимости, определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено **.
Согласно выполненному указанным экспертным учреждением заключению судебной оценочной экспертизы, представленный административным истцом отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость указанных выше земельных участков определена :
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 14 589 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 627 596 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 15 192 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 2 826 406 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью **кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 633 615 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 572 551 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 388 576 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ** - в размере 429 222 000 рублей.
После проведения судебной оценочной экспертизы, представитель административного истца уточнил исковые требования, и просил установить кадастровую стоимость объекта в размере, указанном в заключении судебной оценочной экспертизы.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указанное право предусмотрено в силу требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 06 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.