Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Ставича В.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Золотове З.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В, административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Богданова С.С. по доверенности Анохина И.А. на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 11 мая 2018 года, которым постановлено: В удовлетворении заявления Богданова С.С. об оспаривании решений, бездействия администратации ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Богданов С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве, в котором просил признать незаконным постановление об отказе в направлении на медицинское освидетельствование, признании незаконным бездействия руководства ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве.
В обоснование требований административный истец указал, что 20.11.2017 помещен в ФКУ СИЗО-4 УФСИН РФ по г. Москве и находился в указанном учреждении до 11.02.2018. За время нахождения под стражей у административного истца, имеющего диагноз "** (риск ССО 3), **", резко ухудшилось здоровье, в связи с чем защитниками в адрес Администрации ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве были направлены соответствующие обращения с просьбой направить Богданова С.С. на медицинское освидетельствование. Постановлениями врио начальника ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве в направлении на медицинское освидетельствование Богданова С.С. отказано, в связи с чем административный истец обратился в суд с указанным иском.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Богданов С.С. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, содержится в ФКУЗ Медико-санитарная часть 77 Филиала Психиатрической больницы ФСИН России, обеспечил явку своего представителя адвоката Гурьева В.И, который заявленные административные исковые требования поддержал; представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве по доверенности Кравченко А.В. в судебное заседание явился, просил в удовлетворении требований отказать; представитель административного ответчика УФСИН России по г. Москве не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца по доверенности Анохин И.А, считая решение незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Богданова С.С. по доверенности Анохина И.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что Богданов С.С, ** г.р, содержался в ФКУ СИЗО-4 УФСИН РФ по г. Москве с 20.11.2017 г. и находился в указанном учреждении до 11.02.2018. По прибытии в учреждение был осмотрен медицинским работником и обследован, из анамнеза установлен диагноз - "**".
11.12.2017 от адвоката Анохина И.А. в защиту интересов Богданова С.С. в адрес Администрации ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве подано заявление о проведении медицинского освидетельствования с целью установления наличия заболевания, препятствующего его содержанию под стражей. Постановлением врио начальника ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве в направлении на медицинское освидетельствование Богданова С.С. отказано, поскольку согласно представленным медицинским документам, заболевание, имеющееся у Богданова С.С, по тяжести течения, не соответствует Перечню тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 г. N 3.
21.12.2017 адвокатом Дятлевым Д.М. в защиту интересов Богданова С.С. в адрес Администрации ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве подано ходатайство с просьбой, обеспечить надлежащий медицинский уход Богданову С.С. в связи с плохим самочувствием.
21.12.2017 адвокатом Дятлевым Д.М. подано повторно заявление о направлении на медицинское освидетельствование Богданова С.С. Постановлением врио начальника ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве в направлении на медицинское освидетельствование Богданова С.С. отказано, поскольку согласно данным медицинских документов, заболевание, имеющееся у Богданова С.С, по тяжести течения, не соответствует Перечню тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 г. N 3.
27.12.2017 в канцелярию Администрации ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве от адвоката Гурьева В.И. в защиту интересов Богданова С.С. подано заявление об отмене постановления об отказе в направлении на медицинское освидетельствование от 22.12.2017.
08.02.2018 от адвоката Пруткина А.Ю. в защиту интересов Богданова С.С. в адрес Администрации ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве подано ходатайство о направлении на медицинское освидетельствование, в ответ на которое постановлением врио начальника ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве в направлении на медицинское освидетельствование Богданова С.С. отказано, поскольку согласно представленным медицинским документам, заболевание, имеющееся у Богданова С.С, по тяжести течения, не соответствует Перечню тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 г. N 3.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных требований, поскольку административным истцом не представлено доказательств, достоверно подтверждающих наличие заболевания, включенного в Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; обжалуемые постановления врио начальника оперативного отдела ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве приняты в соответствии с законом, в пределах полномочий; оснований для направления Богданова С.С. на медицинское освидетельствование у администрации ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве не имелось.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" утверждены Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений), Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее - Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений) и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Пунктом 2 указанных выше Правил медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений предусмотрено, что рассмотрение вопроса о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование осуществляется при наличии одного из следующих документов:
письменное заявление подозреваемого или обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, подтвержденное медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования (далее - медицинские документы), адресованное лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело (далее - лицо (орган)), либо начальнику места содержания под стражей;
ходатайство руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей или лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы, адресованное начальнику места содержания под стражей, подтвержденное медицинскими документами.
Лицо (орган) либо начальник места содержания под стражей рассматривает заявление или ходатайство, указанные в пункте 2 настоящих Правил, с прилагаемыми медицинскими документами и в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, принимает решение о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинская организация) либо выносит постановление о мотивированном отказе в направлении на медицинское освидетельствование при отсутствии медицинских документов (пункт 3 Правил медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений).
В Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, включены тяжелые формы заболеваний костно-мышечной системы с прогрессирующим течением, выраженными и стойкими нарушениями функции органов и систем, приводящими к значительному ограничению жизнедеятельности и требующими длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.
Порядок оказания медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых предусмотрен разделом 14 "Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189, в котором указано, что для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в СИЗО организуется медицинская часть. Подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО проходят в трехдневный срок обязательный медицинский осмотр, который проводит врач-терапевт (врач общей практики), в необходимых случаях по медицинским показаниям они осматриваются другими специалистами. В этот же период им проводится рентгенологическое (флюорографическое) и лабораторное обследование. Результаты медицинского осмотра фиксируются в медицинской амбулаторной карте подозреваемого или обвиняемого. Подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи. Амбулаторная помощь оказывается подозреваемым и обвиняемым в камерах, иных помещениях, а также в специализированных кабинетах медицинских частей СИЗО. Выдача лекарственных препаратов, в том числе полученных в передачах на имя подозреваемых и обвиняемых, осуществляется по назначению лечащего врача в установленных дозах и количествах индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями и записями в медицинской карте больного. При медицинских частях СИЗО организуются стационарные отделения. Для оказания подозреваемым или обвиняемым срочной или специализированной медицинской помощи, которая не может быть оказана в СИЗО, эти лица помещаются для стационарного лечения в лечебно-профилактические учреждения уголовно-исполнительной системы (далее - ЛПУ УИС).
При невозможности оказания необходимого вида медицинской помощи в ЛПУ УИС либо когда подозреваемый или обвиняемый нуждается в неотложной помощи, он направляется в лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Как установлено пунктом 132 "Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", по решению начальника СИЗО либо лица, его замещающего, либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.
Судебная коллегия считает, что врио начальника оперативного отдела ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве Машкин В.А. в соответствии с предоставленными ему полномочиями, рассмотрел ходатайства о направлении на медицинское освидетельствование и постановилоб отказе, поскольку согласно представленным медицинским документам, заболевание, имеющееся у Богданова С.С, по тяжести течения не соответствует Перечню тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 г. N 3.
Кроме того, как установлено в судебном заседании суда апелляционной инстанции в июне 2018 года, следователем вынесено и направлено руководителю медицинской организации постановление о проведении медицинского освидетельствования в отношении обвиняемого Богданова С.С, тем самым права административного истца не нарушены, поскольку испрашиваемые действия в виде медицинского освидетельствования проведены.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 11 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.