Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Гордеевой О.В,
при секретаре Петрове А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности Панина А.А. на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 20 марта 2018 года, которым постановлено:
Административные исковые требования Шилина Ю.М. к Управлению Росреестра по Москве об обязании исключить сведения о земельном участке из ЕГРН - удовлетворить.
Обязать Управление Росреестра по Москве исключить сведения из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером **, площадью 500 кв.м, расположенном по адресу: **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства,
УСТАНОВИЛА:
Шилин Ю.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Москве, в котором с учетом уточнения требований просил обязать административного ответчика исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером **, указывая на то, что в реестре объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) дважды учтен один и тот же земельный участок с кадастровым номером **, долевым сособственником которого он является; принадлежащий истцу объект повторно учтен под кадастровым номером **, в исключении оспариваемых сведений Управление Росреестра по Москве отказало заявителю 04.07.2016 года.
Судом постановлено приведенное выше решение об удовлетворении административного искового заявления, об отмене которого просит представитель административного ответчика по доводам апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пункта 7 статьи 6, статьи 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.
В нарушение приведённых законоположений и требований части 9, части 11 статьи 226, части 3 статьи 62 КАС РФ суд неверно распределил бремя доказывания между сторонами, не установилобстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил к рассматриваемым правоотношениям нормы материального права.
Так, из материалов дела следует, что на основании п остановления главы администрации Подольского района Московской области N 913 от 27 июля 1994 года в собственность Лендиной Т.М. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером N 05-0284-031-00-7356 площадью 500 кв.м.
На основании договора купли-продажи от 10 июля 1998 года данный земельный участок передан в общую долевую собственность Акиньшиной А.П. и Шилину М.А. по ? доли каждому.
Решением Подольского городского суда Московской области от 12.07.2010 года за Шилиным Ю.М. признано право собственности на ? долю земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **, в порядке наследования после смерти Шилина М.А, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19 ноября 2010 года сделана запись регистрации N50-50-27/073/2010-063.
Согласно ответу ФГБУ ФКП "Росреестра" (филиал по Москве) в государственном кадастре недвижимости и ПК ИС ЕГРП содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером ** площадью 500 кв.м, расположенном по адресу: **, категория земель - земли населенных пунктов.
Также в сведениях Единого государственного реестра недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером ** (ранее присвоенный учетный номер **) площадью 500 кв.м. по адресу: **.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером ** (ранее присвоенный учетный номер **) площадью 500 кв.м. по адресу: **, отсутствуют (л.д.35-39).
Акиньшина А.П. обращалась в ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве с заявлением об удалении "задвоенности" объектов с кадастровыми номерами ** и **.
15 июня 2016 года Шилин Ю.М. обращался в ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве с заявлением об исправлении ошибки в сведениях кадастра в части дублирования сведений о земельных участках с кадастровыми номерами ** и **. Заявление было рассмотрено, административному истцу направлен ответ, а также Филиалом направлено информационное письмо в адрес органа, осуществляющего государственную регистрацию права - Управление Росреестра по Москве с целью приведения в соответствие сведений, содержащихся в ГКН и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части сведений о категории земель и адресе земельного участка с кадастровым номером **.
Разрешая спор, суд обязал Управление Росреестра по Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером **, площадью 500 кв.м, расположенном по адресу: **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, и исходил при этом из того, что в кадастре недвижимости дважды учтен один и тот же объект - земельный участок, расположенный по адресу: **, которому в результате "задвоения" сведений присвоены разные кадастровые номера ** и 50:27:0030642:24, при этом в отношении последнего в реестре прав на недвижимость отсутствуют сведения о его правообладателях.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административного иска согласиться не может.
Так, в соответствии с части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ административный иск, рассматриваемый в порядке главы 22 КАС РФ, подлежат удовлетворению, если установлено, что обжалуемое решение, действия (бездействие) административного ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права административного истца. При этом, заявитель обязан доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, соблюсти срок обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Часть 7 статьи 1 названного Федерального закона определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются (статья 2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ).
Как определено в статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений). В кадастр недвижимости вносятся среди прочих такие сведения об объекте недвижимости как его кадастровый номер и дата его присвоения, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии со статьей 13 названного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 года N 943 (далее - Порядок) и оснований полагать, что Управление Росреестра в рассматриваемых правоотношениях отступило от него, не имеется.
Согласно Порядку ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее также - территориальные органы, орган регистрации прав) (пункт 2); сведения в реестры ЕГРН вносятся посредством формирования в кадастре недвижимости, реестре прав на недвижимость, реестре границ предусмотренных Порядком данных при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, внесении сведений о границах, внесении дополнительных сведений, если внесение таких сведений не является государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав (далее также - сведения, данные) (пункт 5); разделам, записям, а также сведениям ЕГРН в кадастре недвижимости присваиваются статусы "актуальная", "архивная", при внесении в ЕГРН изменений, в том числе при исправлении технических и реестровых ошибок, предыдущие сведения, содержащие прежние значения, сохраняются в ЕГРН со статусом "погашенные" (пункты 11-15); при снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета соответствующим записям ЕГРН, а также разделу ЕГРН присваивается статус "архивная" (пункт 16).
Из материалов административного дела не следует, что Шилин Ю.М. обращался к административному ответчику с заявлением по установленной Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года N 920 форме о снятии земельного участка с кадастровым номером ** с кадастрового учета, а Управлением Росреестра по Москве по такому заявлению административного истца принималось решение, нарушающее права, свободы и законные интересы последнего, создающее для него препятствия к их осуществлению, в том числе незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности; обращаясь в суд, заявитель об этом не указывает, какое-либо конкретное принятое в отношении него решение территориального органа федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не оспаривает и в административном иске просит исключить сведения об объекте недвижимости из ЕГРН; в то же время само по себе исполнение Управлением Росреестра по Москве публичных полномочий по ведению кадастра недвижимости прав Шилина Ю.М, который собственником земельного участка с кадастровым номером ** не является, не нарушает и о незаконности действий административного ответчика в рассматриваемых правоотношениях не свидетельствует. При этом, Шилин Ю.М. как правообладатель земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030613:7 не лишен прав владения и иных правомочия собственника объекта недвижимости; само по себе наличие в ЕГРН сведений об оспариваемом объекте недвижимости с кадастровым номером **4 на иное не указывает.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктом 17 Порядка записи ЕГРН не исключаются из кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость; указанные записи доступны для работы с ними, в том числе для выдачи в установленном порядке сведений, содержащихся в таких записях ЕГРН со статусом "архивные", "погашенные"; сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их изъятие не допускается; в случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226, ст. 227 КАС РФ приходит к выводу о том, что суд первой инстанции сделал неверный вывод об удовлетворении административного иска; не соответствие нормативным правовым актам действий административного ответчика не установлено, Шилин Ю.М. не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 311, п.п. 1, 3, 4 части 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда г. Москвы от 20 марта 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Шилина Ю.М. к Управлению Росреестра по Москве об обязании исключить сведения о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.