Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Зейналян Л.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Титовой Н.В. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 6 августа 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Титовой Н.В. к Администрации Ногинского муниципального района Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и его отмене - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Титова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Ногинского района Московской области, в котором просила признать незаконным и отменить решение об отказе в выдаче разрешения на строительство N 196 от 25 апреля 2018 года, обязать выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В обоснование требований административный истец указала, что 23.04.2018 она обратилась в Администрацию Ногинского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером **, расположенном по адресу: Мо**. 25 апреля 2018 года Администрацией принято решение N 196 об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием предоставленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; представленная схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка N RU50502000-432/2016, утверждённого постановлением Администрации Ногинского муниципального района Московской области от 07.12.2016 N 3764, на территории земельного участка отсутствует зона допустимого размещения объектов жилого назначения и хозяйственных построек.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Титова Н.В. и ее представитель по доверенности Доманов А.С. заявленные административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объёме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении; представитель административного ответчика по доверенности Алейник А.А. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным; представитель заинтересованного лица ГУП МО "Коммунальные системы Московской области" по доверенности Куприянов С.И. против удовлетворения заявленных требований возражал, указал, что отказ в выдаче разрешения на строительство является законный и обоснованный, земельный участок расположен в зоне охраняемого магистрального трубопровода, земли ограничены в обороте.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит административный истец по доводам апелляционной жалобы.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем заинтересованного лица ГУП МО "Коммунальные системы Московской области" по доверенности Куприяновым С.И, представлены возражения, приобщенные к материалам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица ГУП МО "Коммунальные системы Московской области" по доверенности Куприянова С.И, полагавшего, что решения является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном, применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Положениями пунктов 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
На основании части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 17.04.2015 Титовой Н.В. принадлежит земельный участок площадью 699 кв.м, кадастровый номер **, расположенный по адресу: **, и относящийся к землям населённых пунктов, разрешённое использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности Титовой Н.В. зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.07.2015, запись о регистрации права N**.
23.04.2018 Титова Н.В. обратилась в Администрацию Ногинского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.
Решением Администрации Ногинского муниципального района Московской области N 196 от 25.04.2018 в выдаче разрешения на строительство Титовой Н.В. было отказано.
Как усматривается из решения об отказе в предоставлении государственных услуг, представленные Титовой Н.В. документы не соответствуют требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; представленная схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка N RU50502000-432/2016, утверждённого постановлением Администрации Ногинского муниципального района Московской области от 07.12.2016 N 3764, на территории земельного участка отсутствует зона допустимого размещения объектов жилого назначения и хозяйственных построек.
Постановлением Администрации Ногинского муниципального района Московской области от 07.12.2016 N 3764 утверждён градостроительный план земельного участка площадью 699 кв.м с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **. Как следует из градостроительного плана, указанный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - магистральный водопровод, застройка в границах земельного участка не предусмотрена. Как усматривается из чертежа градостроительного плана, земельный участок полностью находится в охраняемой зоне магистрального водопровода ГУП МО "ВСВ".
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку оспариваемое решение является законным и обоснованным; в действиях административного ответчика отсутствуют нарушения действующего законодательства, нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не допущено; принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в санитарно-защитной полосе водопровода, на него распространяются установленные действующим законодательством ограничения по использованию земельного участка, в том числе в целях строительства на участке жилых домов. При этом отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об ограничениях по использованию земельного участка не является основанием для признания оспариваемого решения органа местного самоуправления незаконным; согласно градостроительного плана на территории земельного участка административного истца отсутствует зона допустимого размещения объектов жилого назначения и хозяйственных построек, в связи с чем административным ответчиком обоснованно со ссылкой на п. 13 ст. 51 ГрК РФ отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом РФ (статья 8). К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности отнесена, в частности, выдача разрешений на строительство (пункт 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство в том числе в случае несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как установлено частями 2, 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка содержится информация в том числе об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (пп. 9 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ).
Постановлением Администрации Ногинского муниципального района Московской области от 07.12.2016 N 3764 утверждён градостроительный план земельного участка площадью 699 кв.м с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **. Как следует из градостроительного плана, указанный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - магистральный водопровод, застройка в границах земельного участка не предусмотрена. Как усматривается из чертежа градостроительного плана, земельный участок полностью находится в охраняемой зоне магистрального водопровода ГУП МО "ВСВ".
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарном благополучии населения", границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов определены Санитарными правилами и нормами " Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения. СанПиН 2. 1. 4.1110-02 ", утверждёнными постановлением Г лавного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10.
Как установлено пунктами 1.4 и 1.5 названных Санитарных правил и норм, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно п.2.4.3 СанПиН 2. 1. 4.1110-02 " Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения", ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода: а) при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм; б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.
В силу п.3.2.1. СанПиН 2. 1. 4.1110-02 на территории первого пояса не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Согласно пунктам 1.4, 1.6, 1.11, 1.13 вышеназванного СанПиН, организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ей проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны. Проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально после чего утверждается в установленном порядке.
В 1983 году в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 26.06.1981 года N 1268-р начато строительство Восточной системы водоснабжения. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 17.04.1984 N445-р был утверждён рабочий проект на строительство первой очереди Восточной системы водоснабжения Московской области, разработанный институтом генеральных планов, инженерного оборудования и экспериментального проектирования ГлавАПУ Мособлисполкома и рассмотренный Госстроем РСФСР. Приложениями к указанному постановлению указаны границы зон санитарной охраны, зоны охраны установлены для водопроводов, проходящих по незастроенным территориям в виде сплошной полосы шириной 50 м по обе стороны от крайних линий, а для водоводов, проходящих в пределах населённых пунктов в виде сплошной полосы шириной 20 м по обе стороны от крайних линий. Указанный проект не противоречит позже принятым СанПиН 2. 1. 4.1110-02.
Из положений приведённых выше правовых норм следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
Таким образом, с учетом расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий, установленной нормативно-правовым актом органа местного самоуправления в сфере территориального планирования, в отношении которых Водным Кодексом РФ установлены ограничения по использованию, у административного ответчика имелись установленные частью 13 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ основания для отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
Судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу решения, поскольку сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены, не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на их обоснованность и законность либо опровергали выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении дела не установлено.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 6 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Титовой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.