Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Главного государственного санитарного врача по городу Москве Андреевой Е.Е. на вступившее в законную силу решение судьи Московского городского суда от 12 октября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 13 августа 2018 года общество с ограниченной ответственностью "Сноуборд Инвест" (далее - ООО "Сноуборд Инвест", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 30 (тридцать) суток.
Решением судьи Московского городского суда от 12 октября 2018 года постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 13 августа 2018 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действия (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В настоящей жалобе Главный государственный санитарный врач по городу Москве Андреева Е.Е, выражая несогласие с решением судьи Московского городского суда от 12 октября 2018 года, просит о его отмене, ссылается на то, что действия ООО "Сноуборд Инвест" по организации отдыха и оздоровления детей с нарушением гигиенических требований подлежали квалификации по ст. 6.3 КоАП РФ; основными видами деятельности Общества являются деятельность спортивных объектов, физкультурно-оздоровительная деятельность, прочая деятельность в области спорта, а не организация отдыха детей; судья Московского городского суда необоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, так как по постановлению судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 13 августа 2018 года ООО "Сноуборд Инвест" было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
ООО "Сноуборд Инвест" в соответствии с ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ уведомлено о подаче Главным государственным санитарным врачом по городу Москве Андреевой Е.Е. жалобы на указанное решение судьи Московского городского суда. В установленный срок возражений на данную жалобу от него не поступило.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно материалам дела, 06 августа 2018 года заместителем начальника отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в отношении ООО "Сноуборд Инвест" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с которым 26 июля 2018 года в период с 14 часов 00 минут по 15 часов 40 минут по адресу: г. Москва, Электролитный проезд, дом **, помещение ** в связи с поступившим в адрес Управления Роспотребнадзора по г. Москве обращением по вопросу нарушений требований санитарного законодательства при организации отдыха и оздоровления детей, а также нарушений прав потребителей при оказании исполнителем услуг ненадлежащего качества в детском спортивном лагере городского типа "Пока мама на работе" в отношении ООО "Сноуборд Инвест" произведён осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в ходе которого обнаружены нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, выразившиеся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
- набор помещений оздоровительного учреждения не включает: игровые комнаты, помещения для занятий кружков, спальные помещения, помещения медицинского назначения, помещение для сушки одежды и обуви, раздевалку для верхней одежды, туалеты, помещение для хранения, обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфекционных растворов, что является нарушением п. 5.2 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул";
- деятельность оздоровительного учреждения не соответствует требованиям п. 1.6 санитарных правил СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул": отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- не все помещения имеют естественное освещение - естественное освещение отсутствует в спортивном зале и раздевалках, что является нарушением требований п. 5.2 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул";
- учредитель оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей в срок не менее чем за 2 месяца до начала оздоровительного сезона не поставил в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о планируемых сроках открытия оздоровительного учреждения, режиме работы, количестве оздоровительных смен и количестве оздоравливаемых детей и не позднее чем за 30 дней до начала работы оздоровительного учреждения не предоставил документы в соответствии с Приложением 1 санитарных правил СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул", чем нарушил п. 1.4 названных СанПиН;
- не каждый работник оздоровительного учреждения имеет личную медицинскую книжку установленного образца, в которую внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесённых инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (из 6-ти работников оздоровительного учреждения отсутствовали личные медицинские книжки у 2-х - Повода Д.М. и Лямцевой Н.А.), что является нарушением п. 1.8 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул";
- при режиме пребывания детей в оздоровительном учреждении с 8:30 до 18:00 часов не организован дневной сон для детей в возрасте до 10 лет, что является нарушением п. 2.1 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул";
- допущена продолжительность занятий спортивных секций более 35 минут для детей 7 лет и более 45 минут для детей старше 7 лет (проводится 2 спортивных занятия ежедневно по 1,5 часа), что является нарушением п. 2.5 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул";
- не организован питьевой режим в оздоровительном учреждении, что является нарушением п. 8.5 СанПиН 2.4.4-2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул";
- разработанный рацион питания не предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение дня, на основании физиологических потребностей в пищевых веществах: согласно примерного меню невозможно установить для организации питания какого возраста детей разработано меню - 7-10 лет или 11 лет и старше, что является нарушением п. 9.2 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул", согласно требованиям которого суточная потребность в пищевых веществах (белки, жиры, углеводы) и энергии детей различна с учетом возраста детей (7-10 лет или 11 лет и старше);
- примерное меню, разработанное ООО "Сноуборд Инвест", обеспечивающим питание в оздоровительном учреждении, не согласовано с руководителем оздоровительного учреждения, что является нарушением п. 9.5 СанПиН 2.4.4.2599-10 п. 9.2 СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул";
- отсутствует документация, подтверждающая проведение медицинским работником ежедневного осмотра детей при приеме в оздоровительное учреждение (включая осмотр на педикулез).
Приведённые выше обстоятельства явились основанием для привлечения судьёй районного суда ООО "Сноуборд Инвест" к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда о назначении административного наказания, защитник ООО "Сноуборд Инвест" Гриц Д.С. обратился с жалобой в Московский городской суд, судьёй которого вынесено указанное выше решение о прекращении производства по делу на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Главой 6 КоАП РФ предусмотрены административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Административная ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Таким образом, непосредственным объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статья 6.3 КоАП РФ является общей нормой по отношению к ст. 6.7 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ являются общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, помимо общей нормы, установлена специальной нормой, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по специальной норме.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии её производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4 -2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул", утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. N 25 (далее - СанПиН 2.4.4.2599-10) установлены санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных сооружений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул (п. 1.1).
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.4.4.2599-10 санитарные правила распространяются на все виды оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей и подростков независимо от их подчинённости и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением отдыха детей в период каникул.
В протоколе об административном правонарушении, составленном по ст. 6.3 КоАП РФ, ООО "Сноуборд Инвест" вменено нарушение ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 и требований СанПиН 2.4.4.25.99-10 при осуществлении деятельности, связанной с функционированием детского лагеря городского типа "Пока мама на работе", то есть действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
В связи с тем, что санкция ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, предусматривающая административное наказание, налагаемое на юридических лиц, в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей, является более мягкой по сравнению с санкцией ст. 6.3 КоАП РФ, содержащей, наряду с административным штрафом, альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности, налагаемое на юридических лиц, в случае подтверждения обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении, исследованными доказательствами, имелись основания для переквалификации действий ООО "Сноуборд Инвест" со ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Вместе с тем из изученных материалов дела усматривается, что 26 июля 2018 года заместителем начальника отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков Управления Роспотребнадзора по городу Москве в отношении ООО "Сноуборд Инвест" по факту совершения противоправных действий, которые явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
При этом на момент рассмотрения дела об административном правонарушении судьёй Московского городского суда постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Москве N 05-01 от 14 августа 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, в отношении ООО "Сноуборд Инвест" было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что исключало возможность переквалификации действий Общества со ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Между тем, при вынесении решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Сноуборд Инвест", на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья второй инстанции не учёл следующее.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьёй или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
По смыслу приведённой нормы, основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении является наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, привлекаемым к административной ответственности, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьёй или той же частью статьи КоАП РФ.
Настоящее дело об административном правонарушении в отношении ООО "Сноуборд Инвест" возбуждено по ст. 6.3 КоАП РФ, постановлением судьи районного суда Общество также было привлечено к административной ответственности по указанной статье, в ходе производства по делу его действия не были переквалифицированы на ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, в то время как постановление о прекращении производства на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вынесено в рамках дела об административном правонарушении в отношении ООО "Сноуборд Инвест" по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Московского городского суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Сноуборд Инвест" на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не основано на законе, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу, -прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ООО "Сноуборд Инвест" состава вменённого ему административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу главного государственного санитарного врача по городу Москве Андреевой Е.Е. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Московского городского суда от 12 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сноуборд Инвест" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.