Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Даудашвили Д.В., поступившую в Московский городской суд 26.12.2018 г., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30.05.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12.11.2018 г. по гражданскому делу по иску Даудашвили Д.В. к МВД России, МЧС России об обязании установить пенсию, признать право на перерасчет пенсии, произвести перерасчет пенсии, признать незаконным и отменить денежный аттестат, выданный МЧС России, обязании направить денежный аттестат, признать незаконным и отменить заключение о назначении пенсии, обязать утвердить заключение о назначении пенсии за выслугу лет с учетом повышающего коэффициента,
установил:
Даудашвили Д.В. обратился в суд с иском к МВД России, с учетом уточнений просил обязать назначить пенсию за выслугу лет с учетом повышающего коэффициента к должностному окладу в размере 1,5 за работу с химическим оружием, признании права на перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом повышающего коэффициента к должностному окладу с 15.11.2017 г.; к МЧС России о признании незаконным и отмене денежного аттестата N *, обязании МЧС России направить его пенсионное дело, денежный аттестат с окладом по штатной должности с учетом повышающего коэффициента в размере 1,5 за работу с химическим оружием, признании незаконным и отмене заключения о назначении пенсии за выслугу лет, обязании МВД России составить и утвердить заключение о назначении пенсии за выслугу лет с учетом оклада по штатной должности с учетом повышающего коэффициента в размере 1,5 за работу с химическим оружием.
Требования мотивированы. тем, что с 1995 года Дадудашвили Д.В. проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, с 22.04.2014 - в должности *** в специальном звании ***, в силу должностных обязанностей осуществлял деятельность, связанную с работой с химическим оружием, в связи с чем приказом МЧС России от 15.05.2014 г. N * ему установлен коэффициента 1,5 к должностному окладу; увольнение истца с занимаемой должности приказом МЧС России от 27.01.2017 N * по п. 5 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признано незаконным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.10.2017, истец восстановлен в ранее занимаемой должности с 31.01.2017 и приказом МЧС России N * от 13.11.2017 г. истец уволен по п. 4 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, однако при назначении истцу пенсии ее размер определен исходя из оклада по штатной должности без учета коэффициента 1,5, что истец полагает незаконным, нарушающим его права на получение пенсионного обеспечения в полном объеме.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30.05.2018 г. в удовлетворении исковых требований Даудашвили Д.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12.11.2018 г. решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30.05.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст.387 ГПК РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела допущено не было.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и условиями соответствующих трудовых договоров.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.03.2002 N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" установлены, в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по воинской (штатной) должности, относящийся к первой группе работ с химическим оружием, составляет 1,5.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.03.2002 N 188 об утверждении списоков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки" список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки; список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки.
Гражданам, занятым на работах с химическим оружием, меры социальной поддержки предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, исходя из результатов проведения специальной оценки условий труда.
Пунктом 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, меры социальной поддержки предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, исходя из результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пунктом "а" ч. 1 ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Судами установлено, что Даудашвили Д.В. с 1995 года проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, с 22.04.2014 г. - в должности *** в специальном звании ***.
Приказом МЧС России от 15.05.2014 г. N * истцу в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 07.11.2000г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 г. N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", приказом МЧС России от 24.10.2002 г. N 017 и приказом МЧС России, Минпромторга России от 28.08.2012 г. N * за работу с химическим оружием по первой группе работ установлен должностной оклад по занимаемой штатной должности с повышением в 1,5 раза.
Приказом МЧС России от 27.01.2017 N * с учетом изменений, внесенных в него приказом от 31.01.2017 г. N *, 31.01.2017 г. истец уволен с занимаемой должности по п. * Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в федеральной противопожарной службе на основании рекомендации аттестационной комиссии.
С 01.02.2017 г. приказом от 31.01.2017 N * в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.11.2000 г. N 136-ФЗ, приказом МЧС России от 24.10.2002 N *, а также в связи с перераспределением обязанностей между * истцу прекращена выплата должностного оклада по занимаемой штатной должности с повышением в 1,5 раза.
При увольнении истца 31.01.2017 г. составлен денежный аттестат N *, согласно которому должностной оклад Даудашвили Д.В. составляет 32 000 руб, указанный оклад увеличен на коэффициент 1,5 за работу с химическим оружием, что составляет 16 000 руб.
Увольнение из МЧС России по * Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оспорено истцом в судебном порядке и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.10.2017 г. увольнение истца признано незаконным, он восстановлен в занимаемой ранее должности и специальном звании с 31.01.2017 г.
14.11.2017 г. приказом МЧС России N * от 13.11.2017 г. Даудашвили Д.В. уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по п. * Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
При увольнении 14.11.2017 г. истцу выдан денежный аттестат N *, согласно которому его должностной оклад составляет 32 000 руб.
В связи с увольнением истца 15.11.2017 г. кадровым подразделением МЧС России в МВД России представлены материалы для назначения пенсии, которая исчислена из денежного довольствия указанного в аттестате N *, согласно которому размер должностного оклада составляет 32 000 руб.; заключением N *, утвержденным начальником ФЭД МВД России 08.12.2017 г, истцу с 15.11.2017 г. назначена пенсия за выслугу лет в размере 23 662,55 руб, исходя из должностного оклада 32 000 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании назначить пенсию за выслугу лет с учетом повышающего коэффициента к должностному окладу в размере 1,5 за работу с химическим оружием, суд первой инстанции исходил из того, что истцу в установленном законом порядке уполномоченным органом с 15.11.2017 г. назначена и выплачивается пенсия по выслуге лет, размер которой правомерно определен исходя из должностного оклада, указанного в денежном аттестате N *, выданном при увольнении истца 14.11.2017; оснований для расчета размера пенсии из должностного оклада с повышением в 1,5 раза и признании незаконным денежного аттестата N * не имеется, учитывая, что такое повышение прекращено с 01.02.2017 приказом от 31.01.2017 N * в связи с перераспределением обязанностей между ***, Даудашвили Д.В. начислялся должностной оклад в размере 32 000 руб, что подтверждается расчетным листком; истцом не представлено доказательств выполнения им на день увольнения 15.11.2017 работ с химическим оружием по первой группе работ.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконным и отмене заключения о назначении пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции исходил из того, что указанное заключение составлено в установленном законом порядке на основании представленных кадровым подразделением МЧС России документов о размере денежного довольствия и выслуги лет истца, в связи с чем не имеется оснований для его отмены.
Отказывая в удовлетворении требований о перерасчете пенсии, обязании МЧС России составить денежный аттестат с указанием оклада с учетом повышающего коэффициента, МВД России - составить и утвердить заключение о назначении пенсии исходя из должностного оклада с учетом повышающего коэффициента, суд первой инстанции исходил из того, что в удовлетворении требований истца об обязании назначить ему пенсию за выслугу лет с учетом повышающего коэффициента к должностному окладу, признании незаконными и отмене денежного аттестата N * и заключения о назначении пенсии за выслугу лет отказано, нарушения прав истца по заявленным в иске основаниям судом не установлено.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, как с правильными, мотивированными, при правильном определении юридически значимых обстоятельств дела, основанными на собранных по делу доказательствах, получивших надлежащую правовую оценку, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, в судебном постановлении подробно мотивированными, а в жалобе по существу не опровергнутыми.
Довод кассационной жалобы о том, что приказ МЧС России от 31.01.2017 г. N * о перераспределении должностных обязанностей является подложным, не влечет отмену состоявшихся судебных постановлений, как не нашедший своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В установленном законом порядке приказ о прекращении выплаты надбавки к должностному окладу истцом оспорен не был. При таких обстоятельствах денежный аттестат правомерно составлен исходя из размера должностного оклада, получаемого истцом на момент увольнения со службы.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание выводов судов об установленных обстоятельствах, переоценку доказательств, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, поскольку применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Ссылок на обстоятельства, которые опровергали бы выводы нижестоящих судов, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Судебное постановление вынесено с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в его законности не имеется, а поэтому основания к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Даудашвили Д.В, поступившую в Московский городской суд 26.12.2018 г, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30.05.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12.11.2018 г. по гражданскому делу по иску Даудашвили Д.В. к МВД России, МЧС России об обязании установить пенсию, признать право на перерасчет пенсии, произвести перерасчет пенсии, признать незаконным и отменить денежный аттестат, выданный МЧС России, обязании направить денежный аттестат, признать незаконным и отменить заключение о назначении пенсии, обязать утвердить заключение о назначении пенсии за выслугу лет с учетом повышающего коэффициента, - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.