Судья Московского городского суда Ермилова В.В., рассмотрев кассационную жалобу истца Шкапо Т.Н., подписанную ее представителем Татаряном В.А., поступившую в суд кассационной инстанции 06 декабря 2018 года, на решение Савеловского районного суда города Москвы от 14 мая 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2018 года по гражданскому делу по иску Шкапо Т.Н. к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о заключении договора социального найма на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Шкапо Т.Н. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о заключении договора социального найма на жилое помещение. Истец просила признать за ней право пользования жилым помещением и заключить с ней договор социального найма на квартиру по адресу: ***
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 14 мая 2018 года в удовлетворении заявленных Шкапо Т.Н. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2018 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Шкапо Т.Н. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Шкапо Т.Н. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о заключении договора социального найма на жилое помещение, указав в обоснование своих требований, что она зарегистрирована по адресу: ***. Между истцом и ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ г. Москвы 22.01.2013 года заключен договор социального найма N 000094 на указанную квартиру. В настоящее время балансодержателем жилого помещения является ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, квартира имеет статус служебного жилья и относится к специализированному жилому фонду. Указанная квартира состоит из двух комнат, общей площадью 32.9 кв.м. Истец по настоящее время зарегистрирована в указанной квартире. 20.04.2017 года истец подала заявление в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с просьбой заключить с ней договор социального найма, однако, ответа получено не было. Полагая, что она имеет право на данное жилое помещение, истец просила суд признать за ней право пользования жилым помещением и обязать заключить договор социального найма на квартиру по адресу: ***.
Рассматривая данное дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Шкапо Т.Н. исковых требований, руководствуясь положениями ст.ст. 49, 57, 104 ЖК РФ, Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих" (п. 1 ст. 15); при этом, суд исходил из того, что Шкапо Т.Н. зарегистрирована и проживает в помещении по адресу: ***. В отношении указанного жилого помещения с истцом заключен договор социального найма от 22.01.2013 года N 000094 с ГУ ЖЭК-5 КЭУ г..Москвы на основании решения Савеловского районного суда г..Москвы от 07.11.2012 года, которым на ГУ ЖЭК-5 ЖКО КЭУ г..Москвы возложена обязанность заключить с Шкапо Т.Н, Шкапо Д.Н. договор социального найма на спорную квартиру. Решением Савеловского районного суда г..Москвы от 29.03.2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.01.2016 года, отказано в удовлетворении исковых требований Шкапо Т.Н. к Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Судом установлено, что спорное жилое помещение не относится к государственному или муниципальному жилищному фонду социального использования, а относится к специализированному жилищному фонду. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или выборной должности, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что договор найма от 22.01.2013 года на спорное жилое помещение заключался с истцом на временный срок, в связи с чем истец не имеет права на получение его в постоянное владение и пользование.
Из предоставленной истцом копии трудовой книжки следует, что она с 1991 года состояла в трудовых отношениях с ЖЭК-5 ЖКО КЭУ г..Москвы в должности техника-смотрителя. Уволена в 2001 году. В период с 2000 года по 2010 годы действовал Приказ Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2000 N 2260), согласно которому жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны РФ, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (п.32). Предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, обеспечение жилыми помещениями граждан, не имеющих трудовых отношений с Министерством обороны РФ, но проживающих в жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ, в домах, подлежащих сносу, производится в установленном порядке. Другие граждане, проживающие в указанных домах, обеспечиваются жилыми помещениями Министерством обороны РФ (43). Из этого следует, что жилые помещения такому гражданскому персоналу предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, принятыми в соответствии с этим Кодексом другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). Таким образом, необходимым условием для реализации права на получения жилья является признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
Доказательств того, что истец являлась военнослужащей, была принята и состояла на учете нуждающихся в получении жилых помещений в соответствии с действующим законодательством, истцом не представлено. Следовательно, у ответчиков не возникли обязательства перед истцом по обеспечению ее постоянным жилым помещением на условиях социального найма.
С этими выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, дополнительно указав на то, что изначально квартира была предоставлена Шкапо Т.Н. на семью из двух человек (Шкапо Т.Н. и ее сын Шкапо Д.Н.) в 1998 году на основании договора субаренды. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г..N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений" отменен Приказ Министра обороны РФ N 80 от 15.02.2000 г.."О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", в соответствии с которым решения о распределении жилых помещений принимались жилищными комиссиями воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а заключение договоров социального найма (иных правоустанавливающих документов) осуществлялось квартирно-эксплуатационными органами. Таким образом, на момент принятия вышеуказанного решения Савеловского районного суда г..Москвы от 07 ноября 2012 года по гражданскому делу N 2-7744/12 и по настоящее время уполномоченным органом по принятию граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, их распределения и заключению соответствующих договоров найма является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные органы, а не жилищные комиссии воинских частей и организаций, также как и не квартирно-эксплуатационные органы. Таким образом, при заключении договора социального найма в отношении спорной квартиры с Шкапо Т.Н. ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ г..Москвы не имело соответствующих полномочий на его заключение, в связи с чем вышеуказанный договор социального найма предопределяющего значения по данному делу не имеет.
При этом, судебная коллегия обращает внимание на то, что Министерство обороны Российской Федерации к участию в названном деле N 2-7744/12 не привлекалось, а потому приведенный судебный акт преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, ввиду чего установленные судебным решением по гражданскому делу N 2-7744/12 обстоятельства обязательными для настоящего дела, ответчиком по которому является Министерство обороны Российской Федерации, признаны быть не могут. Апелляционным определением судебной коллегии от 24 октября 2016 года, которым оставлено без изменения решение Савеловского районного суда г..Москвы от 29 марта 2016 года об отказе в удовлетворении исковых требований Шкапо Т.Н. к Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, установлено, что Шкапо Т.Н. прибыла из г..Небит-Даг Туркменской ССР в 1990 году, с 01 июня 1990 года по 20 ноября 1996 года проживала по адресу: ***, с 20 ноября 1996 года по 19 мая 1999 года проживала по адресу: ***, с 19 мая 1999 года по настоящее время проживает в квартире по адресу: ***. Квартира по адресу: ***, была предоставлена Шкапо Т.Н. на семью из двух человек (Шкапо Т.Н. и ее сын Шкапо Д.Н.) на основании договора субаренды. Спорная квартира, расположенная по адресу: ***, имеет статус служебного жилого помещения, относится к общежитию коридорного типа. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г..N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Шкапо Т.Н, установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось. По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления. Между тем, Шкапо Т.Н. не состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении ей спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях, имеющему право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось. Спорное жилое помещение имеет статус служебного и предоставлено истцу Шкапо Т.Н. на основании договора субаренды. В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него; жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР; служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение; форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР. В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение; форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР; выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г..N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Между тем решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось. Спорное жилое помещение, расположенное по адресу: ***, имеет статус служебного, то есть относится к специализированному жилищному фонду, в связи с чем правовых оснований для отнесения такого жилого помещения к жилищному фонду социального использования и признания за Шкапо Т.Н, проживающей в таком жилом помещении на основании договора субаренды, права пользования им на условиях договора социального найма, не имеется.
При таких обстоятельствах, наличие договора социального найма спорного жилого помещения от 22 января 2013 года, формально заключенного между ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ г..Москвы в лице начальника Григоряна Г.С. и Шкапо Т.Н, само по себе основанием для признания за Шкапо Т.Н. права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма не является, поскольку на момент заключения договора социального найма у ГУ ЖЭК N 5 ЖКО КЭУ г..Москвы отсутствовали полномочия на заключение указанного договора, так как Приказом Министра Обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 г.."О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений" полномочия по распределению, предоставлению жилых помещений и заключению договоров социального найма переданы Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Решение вопросов о выделении жилых помещений для проживания гражданам, имеющим отношение к Министерству обороны РФ, на момент заключения договора социального найма жилого помещения с Шкапо Т.Н. находилось в ведении Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в связи с чем заключение договора социального найма жилого помещения в силу вышеуказанных обстоятельств нельзя считать законным.
В кассационной жалобе указывается на то, что имеются два противоречащих друг другу решения суда в соответствии с которыми в первом случае квартира относится к муниципальному фонду, а во втором имеет статус служебного жилья.
Между тем, данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку Министерство обороны Российской Федерации к участию в деле
N 2-7744/12 не привлекалось, в связи с чем решение суда от 07.11.2012 г. преюдициального для него не имеет и установленные судебным решением по гражданскому делу N 2-7744/12 обстоятельства обязательными для настоящего дела, ответчиком по которому является Министерство обороны Российской Федерации, признаны быть не могут.
Иные доводы о правовом статусе спорного жилого помещения были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку, оснований не согласится с которой не имеется.
С учетом изложенного вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Шкапо Т.Н. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы истца Шкапо Т.Н. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 14 мая 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2018 года по гражданскому делу по иску Шкапо Т.Н. к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о заключении договора социального найма на жилое помещение для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда Ермилова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.