Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ПАО "МОЭК" Гарамита В.В. на постановление N *** от 22.05.2018 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции, и решение судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 21.11.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.9.16 КоАП РФ в отношении ПАО "МОЭК",
УСТАНОВИЛ:
03.05.2018 советником Мосжилинспекции в отношении ПАО "МОЭК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.9.16 КоАП РФ.
Постановлением N *** от 22.05.2018 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции ПАО "МОЭК" привлечено к административной ответственности по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 21.11.2018 указанное выше постановление оставлено без изменения, жалоба Ананьева А.В. - без удовлетворения.
Защитник ПАО "МОЭК" Гарамита В.В. обратился в Московский городской суд с жалобой на названные выше постановление должностного лица и решение судьи, в которых ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на отсутствие доказательств вины юридического лица в совершении вмененного правонарушения, неправильное определение обстоятельств дела.
Законный представитель ПАО "МОЭК" в судебное заседание не явился, направил в суд защитника Чугунова Д.Н, который доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Чугунова Д.Н, обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых административных актов.
Административная ответственность по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ наступает за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из материалов дела следует, что 23.04.2018 по адресу: г. Москва, ***, Мосжилинспекцией в связи с обращением ООО "СЭУ" ФС-6" по вопросу наличия коммерческого учета энергетических ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии систем центрального отопления и горячего водоснабжения проведено инспекционное обследование. В ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу отсутствует учет энергетических ресурсов на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии. Необеспечение учета потребляемых ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии указывает на невыполнение ресурсоснабжающей организацией ПАО "МОЭК" требований п.1, 9, 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно в установленный срок ресурсоснабжающей организацией не совершены действия по оснащению многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых она осуществляет, в связи с чем в многоквартирном доме отсутствует учет потребляемой тепловой энергии (систем центрального отопления и горячего водоснабжения) с применением общедомовых приборов учета.
Указанными выше действиями ПАО "МОЭК" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.12 ст.9.16 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ПАО "МОЭК" в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, составленным в отношении ПАО "МОЭК" по ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ, в соответствии с требованиям ст.28.2 КоАП РФ; актом осмотра N *** от 23.04.2018; договором теплоснабжения N *** от 01.09.2010; сведениями по ОДПУ; договором горячего водоснабжения N ***; сведениями о приборах учета; письмом генерального директора ООО "Строительное-эксплуатационное управление "Фундамент строй-6" в Мосжилинспекцию от 11.04.2018; предписанием Мосжлинспекции от 18.05.2015; решением Головинского районного суда г. Москвы от 22.09.2016; письмами ООО "Строительное-эксплуатационное управление "Фундамент строй-6" в ПАО "МОЭК" о готовности обеспечения установки оборудования за период апреля 2017 и 2018 г.г.; уставом ПАО "МОЭК"; показаниями в суде первой инстанции свидетеля *** А.И.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ПАО "МОЭК" правильно квалифицированы по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ, т.к. указанным юридическим лицом - ресурсоснабжающей организацией ПАО "МОЭК" в нарушение п.п.1,9,12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ, допущено несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме.
Выводы должностного лица и судьи о виновности ПАО "МОЭК" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ПАО "МОЭК" состава вмененного правонарушения не нашли своего подтверждения. Утверждения заявителя о том, что ПАО "МОЭК" не осуществляло действия по исполнению требований об установке и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме, поскольку получало информацию с интернет сайта "Реформа ЖКХ" о наличии в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, *** коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии несостоятельны.
В материалах дела имеется переписка управляющей компании ООО "Строительное-эксплуатационное управление "Фундамент строй-6" с ПАО "МОЭК" по вопросам установки оборудования учета, осуществленная в апреле -мае 2017 года, что свидетельствует о наличии у Общества соответствующей информации.
Кроме того, факт отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии подтвержден показаниями свидетеля *** А.И, допрошенного в суде первой и второй инстанций, который пояснил, что на момент проведения проверки указанное в постановлении оборудование отсутствовало. В суде второй инстанции *** А.И. дополнительно пояснил, что в соответствии с требованиями законодательства ПАО "МОЭК", располагая информацией об отсутствии приборов учета в доме, обязана была предпринять меры по установке этого оборудования, а в случае противодействия этому управляющей компании, предпринять меры к исполнению требований ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ с отнесением понесенных расходов на данную управляющую компанию. Вместе с тем в ходе проведенных проверок, Мосжилинспекцией установлен факт неисполнения ПАО "МОЭК" требований вышеназванного Федерального закона, что повлекло за собой многочисленные обращения в Мосжилинспекцию граждан по поводу завышения оплаты за тепло и горячую воду в связи с отсутствием приборов учета в доме.
Суд первой инстанции, проверяя доводы защиты, пришел к верному вводу о том, что представленный защитником акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя теплового пункта N*** не свидетельствует о наличии в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, *** коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а лишь подтверждает наличие индивидуального прибора учета, находящегося в собственности (на балансе) ПАО "МОЭК". К данному выводу суд пришел в т.ч. на основании анализа текста договора теплоснабжения от 01.09.2010 и приложений *** к нему, содержащих, в том числе сведения о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Довод жалобы о пропуске должностным лицом административного органа срока давности привлечения ПАО "МОЭК" к административной ответственности основан на ином толковании закона.
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В соответствии с п.9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно п.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Анализ указанных норм Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволяет сделать вывод, что совершенное ПАО "МОЭК" правонарушение, выразившееся в невыполнении требований п.1, 9, 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении" по оснащению многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых оно осуществляет, в связи с чем в многоквартирном доме отсутствует учет потребляемой тепловой энергии (систем центрального отопления и горячего водоснабжения) с применением общедомовых приборов учета, является длящимся. Данное правонарушение было выявлено должностными лицами Мосжилинспекции 23.04.2018, следовательно, постановление о привлечении ПАО "МОЭК" к административной ответственности вынесено в сроки, предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ.
Вывод должностного лица административного органа и суда о наличии в действиях юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.9.16 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Принцип презумпции невиновности, закреплённый в ст. 1.5 КоАП РФ не нарушен.
Административное наказание назначено ПАО "МОЭК" в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.12 ст.9.16 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых постановления и решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ судья Московского городского суда,
РЕШИЛ:
Постановление N *** от 22.05.2018 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции, вынесенное в отношении ПАО "МОЭК" по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ, решение судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 21.11.2018 оставить без изменения, жалобу защитника Гарамита В.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.