Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Дампиловой Ц.В,
судей Вольной Е.Ю, Чупошева Е.Н,
при секретаре Архинчеевой Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова М.А. к Администрации г.Улан-Удэ об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение
по апелляционной жалобе представителя Администрации г.Улан-Удэ Аюшеевой Д.Н. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 1 октября 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Емельянова М.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить вне очереди Емельянову М.А,... года рождения, по договору социального найма жилое помещение в черте городского округа "город Улан-Удэ" на семью из 1 человека, с учетом права инвалида на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления не более чем в два раза (с учетом дополнительной жилой площади), отвечающую санитарным и техническим нормам.
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В, ознакомившись с апелляционной жалобой, материалами дела, выслушав истца Емельянова М.А, представителя истца Мизитова Р.К, доверенность от 17.08.018 г. (л.д.8), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Емельянов М.А, просил обязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г.Улан-Удэ с учетом дополнительной жилой площади.
Требования мотивированы тем, что истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещению по категории "малоимущие" с составом 1 человек, а также по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" с составом 1 человек. До настоящего времени истец жильем не обеспечен.
Определением от 20.08.2018 г. в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов РБ, Правительство РБ, Министерство социальной защиты населения РБ (л.д.17).
В суде первой инстанции истец Емельянов М.А. исковые требования поддержал.
Представитель истца Мизитов Р.К. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Аюшеева Д.Н. возражала против заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Елисеева Т.А. с заявленными исковыми требованиями не согласилась.
Представители 3-х лиц Министерства финансов РБ, Правительства РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания по делу были извещены надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д.95-97).
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Улан-Удэ Аюшеева Д.Н. просит решение отменить, указывая на нарушение норм материального права. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство РБ, а не Администрация г.Улан-Удэ.
Предоставление по категории "малоимущие" жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Жилье для категории граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, предоставляется в государственном жилищном фонде, является полномочиями субъекта РФ. Данные полномочия не переданы в установленном порядке органам местного самоуправления.
Кроме того, ст.57 ЖК РФ не предусматривает обязанности определенного органа по предоставлению жилого помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Учитывая, что Емельянов М.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в государственном жилищном фонде РБ исковые требования к администрации удовлетворению не подлежат (л.д.102-105).
В суде апелляционной инстанции истец Емельянов М.А, не оспаривая решение суда, возражал по доводам жалобы.
Представитель истца Мизитов Р.К, не оспаривая решение суда, возражал по доводам жалобы.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ, представители 3-х лиц Министерства социальной защиты населения РБ, Министерства финансов РБ, Правительства РБ, извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ч.3,5 ст.167 ГПК РФ, ст. 327 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав истца Емельянова М.А, его представителя Мизитова Р.К, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что Емельянов М.А. принят Администрацией Советского района г.Улан-Удэ от 06.08.2018г. на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категориям: "малоимущие", "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов", "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний".
Согласно справки МСЭ и ВК ГБУЗ "РПНД" истец Емельянов М.А. является "... " и страдает "... ".
Приказом Минздрава России от 29.11.2012г.... н утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Заболевание Емельянова М.А. включено в данный перечень.
Согласно Приказу Минздрава России от 30.11.2012г.... н утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Заболевание Емельянова М.А. включено в этот перечень.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного Кодекса РФ, пришел к выводу, что истец, являясь "... " имеет право на обеспечение жильем за счет муниципального жилищного фонда.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Таким образом, право на обеспечение Емельянова М.А. жилым помещением подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу пункту 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального правового регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда.
Между тем Емельянов М.А. к такой категории граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением из жилищного фонда субъекта Российской Федерации - Республики Бурятия, законом не отнесен.
Ни Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни законодательство Республики Бурятия не относит обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Бурятия.
Таким образом, довод жалобы о том, что ст.57 ЖК РФ не предусматривает обязанности определенного органа по предоставлению жилого помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, судебная коллегия не может признать состоятельными, так как он основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 1 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Дампилова Ц.В.
Судьи: Вольная Е.Ю.
Чупошев Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.