Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л,
судей Говорова С.И. и Кутлановой Л.М,
при секретаре Клиповой Д.В,
с участием прокурора Бугдаевой М.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия" об установлении административного надзора в отношении Хасбулаева Магомеда Акилгаджиевича по апелляционной жалобе ответчика Хасбулаева М.А. на решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 14 декабря 2018г.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения Хасбулаева М.А, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Бугдаевой М.Е, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия" (далее ФКУ ИК-2) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Хасбулаева М.А, 1994 года рождения, подлежащего освобождению из ФКУ ИК - 2, отбывающего наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. 15 января 2019г. Хасбулаев М.А. подлежит освобождению по отбытии срока наказания. Ссылаясь на положения Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ, ФКУ ИК-2 просило установить в отношении Хасбулаева М.А. после его освобождения административный надзор на срок 8 лет со следующими административными ограничениями: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 до 6 часов; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 14 декабря 2018 г. административное исковое заявление Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия" к Хасбулаеву М.А. об установлении административного надзора удовлетворено частично. В отношении Хасбулаева М.А. установлен административный надзор на срок 8 лет со следующими административными ограничениями: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, в период времени с 22 до 6 часов; запрещение выезда за пределы территории Республики Дагестан; обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Срок административного надзора исчислен со дня постановки Хасбулаева М.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В апелляционной жалобе Хасбулаев М.А. просит решение суда отменить. Указывает, что правила внутреннего распорядка и режим содержания он не нарушал, решение суда немотивированно.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что Хасбулаев М.А. осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, установление в отношении него административного надзора в силу части 2
статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) является обязательным независимо от оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям материального закона и основаны на фактических обстоятельствах дела.
Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, регулируется главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом N 64-ФЗ.
В соответствии частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Как следует из материалов дела, приговором Кировского районного суда
г. Махачкалы от 16 августа 2018г. Хасбулаев М.А. осужден по пункту "а" части 3 статьи 158 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Данным приговором в действиях Хасбулаева М.А. установлен опасный рецидив преступлений. Назначенное наказание отбывает в ФКУ ИК-2, подлежит освобождению по отбытии срока наказания 15 января 2019 г.
Учитывая, что Хасбулаев М.А. имеет непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, вывод суда о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Хасбулаева М.А. является законным и обоснованным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок погашения судимости, установленный частью 3 статьи 86 УК РФ, в редакции, действующей на момент совершения тяжкого преступления (24 июня 2017г.), составляет 8 лет.
Таким образом, установление в отношении Хасбулаева М.А. административного надзора сроком на 8 лет законно и обоснованно.
В силу части 8 статьи 272 Кодекса административного производства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона
N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Судебная коллегия считает, что установленные судом первой инстанции ограничения соответствуют требованиям Федерального закона N 64-ФЗ. При этом суд принял во внимание характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности осужденного, его поведение за весь период отбывания наказания.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Хасбулаев М.А. не нарушал правил внутреннего распорядка и режима содержания, не имеет правового значения, поскольку согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Федерального закона
N 64-ФЗ, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Каких-либо правовых доводов, опровергающих выводы суда, в том числе в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 14 декабря 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л. Лиджеева
Судьи
С.И. Говоров
Л.М. Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.