Дата вступления в законную силу - 15 января 2019 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Лиджеевой Л.Л,
при секретаре Манжиковой А.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Батнасуновой Ольги Шовраевны, Хечиевой Анны-Марии Савровны к Правительству Республики Калмыкия, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости административного здания и земельного участка в размере их рыночной стоимости,
установил:
Батнасунова О.Ш, Хечиева А.-М.С. обратились в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что они являются собственниками административного здания с кадастровым номером "... ", общей площадью "... " кв.м, назначение объекта: нежилое, расположенного по адресу: "... ". Кадастровая стоимость этого объекта, определенная на основании приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012г. N 112-пр, составила 6 618 885 руб. 83 коп. Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером "... ", категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под административное здание, общей площадью "... " кв.м, которое находится в их пользовании. Кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г..N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия", составила 3468028 руб. 41 коп. Считая кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости завышенной, истцы обратились за проведением оценки рыночной стоимости административного здания и земельного участка. Согласно отчетам независимого оценщика Сорокина М.А. от 6 и 7 ноября 2018 г..N Н-188, N Н-189 рыночная стоимость административного здания по состоянию на 28 октября 2015 г..составила 4009 200 руб, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 июня 2012 г..- 1521000 руб. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости административного здания и расположенного под ним земельного участка нарушает права истов как плательщиков налога на имущество и земельного налога, размер которых в соответствии со статьями 390, 402 Налогового кодекса РФ исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости.
Административные истцы просили суд установить кадастровую стоимость административного здания в размере, равном его рыночной стоимости - 4009 200 руб, кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости - 1521000 руб.
Истцы, представители ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, заинтересованных лиц филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Калмыкия и Администрации г. Элисты, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства по делу не ходатайствовали.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения указанных лиц, и отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ и с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно частям 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на
01 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется, исходя из их кадастровой стоимости.
В силу абзаца 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск указанного пятилетнего срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Учитывая конкретные обстоятельства дела и принимая во внимание, что на момент рассмотрения административного дела в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить заявителям срок, установленный с частью 3 статьи 245 КАС РФ.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г.
N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанная норма закона предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела, согласно договору купли-продажи от 17 сентября 2018 г, заключенному между ООО "Татун", с одной стороны, и Батнасуновой О.Ш, Хечиевой А.-М.С, с другой стороны, истцы купили административное здание с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "... ", назначение объекта: нежилое, общая площадь "... " кв.м. Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из ЕГРП об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27 сентября 2018 г.
В силу пункта 2 договора купли-продажи от 17 сентября 2018г. указанное административное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв.м, категория земель: земли населенных пунктов. В соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса РФ покупателям переходит право пользования указанным земельным участком.
Кадастровая стоимость административного здания определена на основании приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия" и составляет 6618 885 руб. 83 коп, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданная филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия.
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г. N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" и согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости составляет
3468 028 000 руб. 41 коп.
Не согласившись с таким размером кадастровой стоимости объектов недвижимости, истцы обратились к независимому оценщику за проведением оценки их рыночной стоимости.
Согласно отчетам оценщика Сорокина М.А. от 6 и 7 ноября 2018 г. N Н-188,
N Н-189 рыночная стоимость административного здания по состоянию на 28 октября 2015 г. составляет 4 009200 руб, земельного участка по состоянию на 01 июня 2012 г. - 1521000 руб.
Изучив отчёты об оценке, суд приходит к выводу, что представленные истцом отчёты являются достоверными, в целом соответствуют требованиям действующего законодательства.
Представленные отчёты подготовлены оценщиком Сорокиным М.А, включенным в реестр членов общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 7 июля 2008 г. под регистрационным N 004691, свидетельство N 0023927 от 25 мая 2017 г, и обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследований, о чем свидетельствует диплом о профессиональной переподготовке, его ответственность застрахована ЗАО СК "РСХБ-Страхование".
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Представленные в обоснование требований отчёты от 6 и 7 ноября 2018 г.
N Н-188, N Н-189 подготовлены независимым оценщиком Сорокиным М.А, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчётах об оценке приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость административного здания, оценщик применил затратный подход методом сравнительных единиц, привел обоснование отказа от применения сравнительного и доходного подходов. При определении рыночной стоимости земельного участка, оценщик применил сравнительный подход методом сравнения продаж, привел обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов. В отчётах об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате её подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, в отчётах приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчёты об определении рыночной стоимости здания и земельного участка не представлены.
С учетом изложенного суд признает экономически обоснованными размеры рыночной стоимости, указанные в отчётах N Н-188, N Н-189 об определении рыночной стоимости здания и земельного участка, и удовлетворяет требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов равной этим размерам.
Согласно положениям абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Принимая во внимание, что Законом об оценочной деятельности для физических лиц не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в суд - в данном случае 22 ноября 2018 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Батнасуновой Ольги Шовраевны, Хечиевой Анны-Марии Савровны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость административного здания с кадастровым номером "... ", общей площадью "... " кв.м, назначение объекта: нежилое, расположенного по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости в размере 4009 200 руб. (четыре миллиона девять тысяч двести) руб. по состоянию на 28 октября 2015 г, на период с 1 января 2018 г. до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, "... "; категория земель: земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 1521000 руб. (один миллион пятьсот двадцать одна тысяча) руб. по состоянию на 01 января 2012 г, на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Батнасуновой О.Ш, Хечиевой А.-М.С. о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 ноября 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Лиджеева Л.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.