Дата вступления в законную силу - 15 января 2019 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Лиджеевой Л.Л,
при секретаре Манжиковой А.Э,
с участием представителя административного истца Глебова С.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Булгун-Трейд" к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости здания магазина в размере его рыночной стоимости,
установил:
ООО "Булгун-Трейд" (далее - общество) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя следующим. Общество является собственником здания магазина с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "... ", назначение объекта: торговое, общая площадь "... " кв.м. Кадастровая стоимость этого объекта, определенная на основании приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 г. N 112-пр, составила 7904 151 руб. 45 коп. Считая указанную кадастровую стоимость завышенной, истец обратился за проведением оценки рыночной стоимости здания магазина. Согласно отчету независимого оценщика Сорокина М.А. от 24 сентября 2018 г. N Н-154 рыночная стоимость здания магазина по состоянию на 21 ноября 2011 г. составила 4 132200 руб. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия от 10 октября 2018г. в принятии заявления общества о пересмотре кадастровой стоимости было отказано. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости здания магазина его рыночной стоимости нарушает права истца как плательщика налога на имущество, размер которого в соответствии со ст. 402 Налогового кодекса РФ исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости. Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость нежилого помещения здания магазина в размере, равном его рыночной стоимости - 4 132200 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Глебов С.М. заявленные требования поддержал.
Представители ответчиков - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, заинтересованного лица филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Калмыкия, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства по делу не ходатайствовали.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения указанных лиц, и отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ и с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется, исходя из их кадастровой стоимости.
В силу абзаца 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск указанного пятилетнего срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Учитывая конкретные обстоятельства дела и принимая во внимание, что на момент рассмотрения административного дела в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить заявителю срок, установленный с ч. 3 ст. 245 КАС РФ.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г.
N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанная норма закона предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено, что ООО "Булгун-Трейд" является собственником здания магазина с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "... ", назначение объекта: торговое, общая площадь "... " кв.м. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29 октября 2009 г.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена на основании приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия" и составляет 4 132200 руб, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданная филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия.
Не согласившись с таким размером кадастровой стоимости объекта недвижимости, истец обратился к независимому оценщику за проведением оценки его рыночной стоимости.
Согласно отчету оценщика Сорокина М.А. от 24 сентября 2018 г. N Н-154 рыночная стоимость гаража по состоянию на 21 ноября 2011 г. составляет 4 132200 руб.
Изучив отчёт об оценке, суд приходит к выводу, что представленный истцом отчёт является достоверным, в целом соответствует требованиям действующего законодательства.
Представленный отчёт подготовлен оценщиком Сорокиным М.А, включенным в реестр членов общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 7 июля 2008 г. под регистрационным N 004691, свидетельство N 0023927 от 25 мая 2017 г, и обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследований, о чем свидетельствует диплом о профессиональной переподготовке, его ответственность застрахована ЗАО СК "РСХБ-Страхование".
В силу ст. 3 Закона об оценочной деятельности для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Представленный в обоснование требований отчёт от 24 сентября 2018 г.
N Н-154 подготовлен независимым оценщиком Сорокиным М.А, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчёте об оценке приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик применил затратный подход методом сравнительных единиц, привел обоснование отказа от применения сравнительного и доходного подходов. В отчёте об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате её подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, в отчёте приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчёт об определении рыночной стоимости здания магазина не представлены.
С учетом изложенного суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости, указанный в отчёте N Н-154 об определении рыночной стоимости здания магазина, и удовлетворяет требование административного истца об установлении кадастровой стоимости равной этому размеру.
Согласно положениям абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Принимая во внимание, что Законом об оценочной деятельности для юридических лиц предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию (в данном случае 04 октября 2018 г.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Булгун-Трейд" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания магазина с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "... ", назначение объекта: торговое, общая площадь "... " кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 4132 200 руб. (четыре миллиона сто тридцать две тысячи двести) руб. по состоянию на 21 ноября 2011 г, на период с 1 января 2018 г. до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью "Булгун-Трейд" о пересмотре кадастровой стоимости считать 04 октября 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Лиджеева Л.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.