Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Койпиш В.В.
Морозовой И.Ю.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" к Кирюхиной Ольге Викторовне о взыскании незаконно полученных денежных средств,
по апелляционной жалобе Кирюхиной Ольги Викторовны на
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 16 октября 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" к Кирюхиной Ольге Викторовне о взыскании незаконно полученных денежных средств - удовлетворить.
Взыскать с Кирюхиной Ольги Викторовны в пользу Государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" необоснованно полученные суммы: ежемесячного пособия на детей за период с 01.09.2017 по 31.05.2018 в сумме 27 084 руб. 39 коп, ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет за период с 01.09.2017 по 31.05.2018 в сумме 145 170 руб.; ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в сумме 19 291 руб. 96 коп, расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 030 рублей 93 коп, а всего взыскать 196 577 рублей 28 копеек".
Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю, объяснения ответчика Кирюхиной О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителей истца ГОКУ "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" Ловчиковой А.И, Михайловой Е.С, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" (далее ГОКУ "ЦСПН
г. Мурманска") обратилось в суд с иском к Кирюхиной О.В. о взыскании незаконно полученных денежных средств.
В обоснование требований истец указал, что Кирюхина О.В. состоит на учете в ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" как получатель ежемесячного пособия на троих детей (категория - многодетная семья): К.О.Ю., _ _ года рождения; К.С.Ю., _ _ года рождения, К.Д.Ю, _ _ года рождения (в 2017 году размер выплаты составил 981 рубль 32 копейки, с 01 января 2018 года - 1020 рублей 57 копеек на каждого ребенка ежемесячно); а также ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет на К.Д.Ю., _ _ года рождения (в размере 16130 рублей ежемесячно).
В заявлениях о назначении указанных социальных выплат ответчик личной подписью подтвердила обязательство известить организацию, выплачивающую пособия на детей, обо всех изменениях, влияющих на право получения мер социальной поддержки.
02 июня 2017 года Кирюхина О.В. обратилась в учреждение с заявлениями и документами для назначения пособий на следующий календарный год. Выплата вышеуказанных пособий продлена на период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года.
В апреле 2018 года путем телефонной связи Кирюхина О.В. обратилась в Учреждение по вопросу предоставления мер социальной поддержки при нахождении детей на государственном обеспечении и в ходе разговора сообщила, что её сын, К.С.Ю, _ _ года рождения, обучается в *** училище филиал... и находится на полном государственном обеспечении.
В связи с открывшимися обстоятельствами Учреждением 18 апреля 2018 года направлен запрос в учебное заведение для уточнения формы обучения.
11 мая 2018 года на основании поступившего ответа было установлено, что несовершеннолетний К.С.Ю. с 30 августа 2017 года зачислен в филиал *** училища (... ), на время обучения находится на полном государственном обеспечении, в связи с чем семья Кирюхиной О.В. утратила статус многодетной семьи с 01 сентября 2017 года.
С учетом данных обстоятельств образовались переплаты за период с 01 сентября 2017 года по 31 мая 2018 года: по ежемесячному пособию на детей в размере 27084 рубля 39 копеек, по ежемесячной денежной выплате нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере 145 170 рублей, а всего 172254 рубля 39 копеек.
15 мая 2018 года в адрес Кирюхиной О.В. направлено письмо, в котором ей было предложено возвратить на расчетный счет учреждения денежные средства в общей сумме 172254 рубля 39 копеек, однако до настоящего времени денежные средства на счет учреждения не поступали.
Кроме того, на основании заявления Кирюхиной О.В. от 21 июня 2016 года истцом было принято решение о назначении ей ежемесячной коммунальной выплаты (далее - ЕКВ) с 01 июня 2016 года по 13 октября 2021 года (до достижения старшим несовершеннолетним ребенком - К.О.Ю. 18-летнего возраста). ЕКВ установлена на выплатной год с 01 июня 2016 года по 31 мая 2017 года.
На основании заявления Кирюхиной О.В. от 02 июня 2017 года выплата ЕКВ установлена ответчику на следующий выплатной год с 01 июня 2017 года по 31 мая 2018 года.
В связи с отсутствием права на предоставление государственной услуги на период обучения несовершеннолетнего К.С.Ю. в филиале *** училища (... ), Учреждением принято решение о прекращении выплаты ЕКВ. Поскольку право на ЕКВ семьей утрачено с 31 августа 2017 года, излишне выплаченная сумма ЕКВ за период с 31 августа 2017 года по 30 апреля 2018 года составила 19291 рубль 96 копеек.
На сегодняшний день Кирюхина О.В. не является получателем ЕКВ, поэтому удержание переплаты из последующих выплат невозможно.
В адрес ответчика 06 июня 2018 года направлено письмо о необходимости возврата необоснованно полученной суммы ЕКВ, которая до настоящего времени не возвращена.
Истец просил суд взыскать с ответчика Кирюхиной О.В. в пользу ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" сумму незаконно полученного ежемесячного пособия на детей за период с 01 сентября 2017 года по 31 мая 2018 года в сумме 27084 рублей 39 копеек; ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет за период с 01 сентября 2017 года по 31 мая 2018 года в сумме 145170 рублей; ежемесячную коммунальную выплату в сумме 19291 рублей 96 копеек, а всего взыскать 191546 рублей 35 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 030 рублей 93 копейки.
Представитель истца Михайлова Е.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Кирюхина О.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кирюхина О.В, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что 22 ноября 2017 года при обращении к ответчику с заявлением на предоставление ЕКВ она сообщила специалисту ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" о том, что её несовершеннолетний сын К.С.Ю... уже зачислен в филиал *** училища (... ) и находится на полном государственном обеспечении. Кроме того, 27 ноября 2017 года при подаче заявления в Учреждение на предоставление адресной помощи она также указывала сведения о месте обучения сына.
Считает, что исполнила взятые на себя обязательства по своевременному предоставлению сведений об изменении состава семьи или иных обстоятельств, которые могли повлиять на объем или прекращение предоставления пособий и льгот, неоднократно уведомив специалистов Учреждения о вышеуказанных обстоятельствах. Вина в ее действиях, в частности, по сокрытию информации, отсутствует.
Полагает, что вывод суда об отсутствии доказательств своевременного извещения учреждения о возникновении обстоятельств, влекущих прекращение выплат, не соответствует обстоятельствам дела.
Приводит довод о том, что порядок уведомления со стороны получателя пособий и льгот об обстоятельствах, влекущих за собой изменение объема или прекращение предоставления пособий и льгот, законом не установлен.
Считает, что её вины в том, что ответчиком не была принята во внимание информация, влияющая на право получения социальных выплат, не имеется.
В возражениях на жалобу представитель истца
ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" Михайлова Е.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно руководствовался нормами Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закона Мурманской области от 07 декабря 2011 года N 1438-01-ЗМО "О социальной поддержке многодетных семей в Мурманской области", Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области", Постановлением Правительства Мурманской области от 01 августа 2012 года N 393-ПП "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет", Постановлением Правительства Мурманской области от 14 апреля 2010 года N 160-ПП "О правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области", в соответствии с которыми на территории Мурманской области установлены ежемесячное пособие на детей в многодетных малоимущих семьях, ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг многодетным семьям.
В соответствии со статьями 1, 2 Закона Мурманской области от 07 декабря 2011 года N 1438-01-ЗМО "О социальной поддержке многодетных семей в Мурманской области" многодетная семья - семья, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных, приемных детей, в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет (за исключением приемных детей), при условии обучения детей, достигших 18 лет, в образовательных организациях по очной форме обучения.
При определении состава многодетной семьи не учитываются: дети, находящиеся на полном государственном обеспечении в образовательных, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, или иных организациях, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.
Основания предоставления ежемесячного пособия на ребенка и размер указанного пособия в многодетных малоимущих семьях определен положениями статей 11, 12 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области".
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 указанного Закона при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия либо изменение его размера, выплата пособия прекращается или производится в измененном размере начиная с месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Перечень оснований для прекращения выплаты ранее назначенного пособия предусмотрен пунктом 5 статьи 11 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года N 549-01-ЗМО и включает, в том числе случаи помещения ребенка в учреждение (организацию) на полное государственное обеспечение.
В силу пунктов 1.2, 1.3 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 01 августа 2012 года N 393-ПП, нуждающейся признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных, в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших 18 лет, в образовательных организациях по очной форме обучения, и среднедушевой доход, размер которого не превышает величину денежных доходов в среднем на душу населения по Мурманской области, ежегодно утверждаемую постановлением Правительства Мурманской области в целях предоставления ежемесячной денежной выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей) - гражданину Российской Федерации на каждого рожденного (усыновленного) и совместно проживающего с ним третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
При определении права на ежемесячную денежную выплату не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением детей, находящихся по социальным и (или) медицинским показаниям в образовательных, медицинских организациях или организациях, оказывающих социальные услуги) (подпункт "а" пункта 1.4 Порядка).
Согласно положениям пункта 2.13 Порядка, наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 1.4, является одним из оснований для прекращения ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с Правилами предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области, утвержденными Постановлением Правительства Мурманской области от 14 апреля 2010 года N 160-ПП, ежемесячная денежная выплата по оплате коммунальных услуг предоставляется многодетным семьям, проживающим на территории Мурманской области (пункт 1.2). Многодетным семьям, проживающим на территории Мурманской области, предоставляется ежемесячная денежная выплата по оплате коммунальных услуг на срок, в течение которого многодетная семья имеет право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. На каждый следующий выплатной год ежемесячная коммунальная выплата семье продлевается при условии представления документов о доходе (пункт 2.10). Учреждение прекращает предоставление ежемесячной коммунальной выплаты многодетной семье в случае утраты семьей статуса многодетной - с первого числа месяца, следующего за месяцем наступления соответствующих обстоятельств (пункт 4.6).
Обязанность получателей вышеуказанных пособий и выплат своевременно извещать уполномоченный орган о возникновении обстоятельств, влекущих прекращение их выплаты, и обязанность по возврату излишне полученных сумм предусмотрены статьей 14 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года N 549-01-ЗМО, пунктами 3.1, 3.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 01 августа 2012 года N 393-ПП, пунктом 4.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 14 апреля 2010 года N 160-ПП.
В соответствии с указанными нормами законодательства срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, обязан сообщить об указанных обстоятельствах, не может превышать два месяца. Получатель ежемесячной коммунальной выплаты обязан известить учреждение о наступлении указанных обстоятельств в течение 14 рабочих дней со дня их наступления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании заявлений Кирюхиной О.В. от 08 июня 2016 года решением ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" от 09 июня 2016 года Кирюхиной О.В. назначено ежемесячное пособие на детей: К.О.Ю, _ _ года рождения; К.С.Ю, _ _ года рождения, К.Д.Ю, _ _ года рождения, в 2017 году размер выплаты составил 981 рубль 32 копейки, с 01 января 2018 года - 1020 рублей 57 копеек на каждого ребенка ежемесячно; решением от 10 июня 2016 года - ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет на К.Д.Ю, _ _ года рождения, с 01 июня 2016 года по 31 мая 2019 года в размере 16130 рублей ежемесячно.
В заявлениях Кирюхина О.В. личной подписью подтвердила, что обо всех изменениях, влияющих на право получения мер социальной поддержки, в том числе, об изменении состава и дохода семьи и других, она обязуется сообщить в установленные сроки, не превышающие двух месяцев.
02 июня 2017 года Кирюхина О.В. обратилась в Учреждение с заявлениями и документами для продления выплаты назначенных пособий на детей и ежемесячной денежной выплаты на следующий календарный год. Выплата вышеуказанных пособий продлена на период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года.
Судом также установлено, что в апреле 2018 года Кирюхина О.В. посредством телефонной связи обратилась в учреждение по вопросу предоставления мер социальной поддержки при нахождении детей на государственном обеспечении и сообщила, что её сын, К.С.Ю., _ _ года рождения, обучается в *** училище филиал... и находится на полном государственном обеспечении.
На запрос Учреждения 11 мая 2018 года был получен ответ филиала *** училища (... ), согласно которому К.С.Ю., _ _ года рождения, с 30 августа 2017 года зачислен в филиал *** училища (... ), на время обучения находится на полном государственном обеспечении.
Решениями ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" от 15 мая 2018 года выплата ежемесячного пособия на детей многодетной семье, ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет прекращена с 01 сентября 2017 года.
15 мая 2018 года Кирюхина О.В. письменно уведомлена о том, что в связи с установлением обстоятельств, влекущих прекращение выплат, за период с 01 сентября 2017 года по 31 мая 2018 года образовалась переплата ежемесячного пособия на детей в размере 27084 рубля 39 копеек, ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере 145170 рублей, всего в сумме 172254 рубля 39 копеек, которую было предложено в срок до 15 июня 2018 года возвратить на расчетный счет Учреждения.
До настоящего времени Кирюхина О.В. денежные средства в Учреждение не возвратила.
Кроме того, как установлено судом и подтверждено материалами дела, 24 июня 2016 года на основании заявления Кирюхиной О.В. от 21 июня 2016 года, ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" принято решение о назначении Кирюхиной О.В. ежемесячной коммунальной выплаты (далее - ЕКВ) по основанию "Многодетная семья" на жилое помещение по адресу регистрации:.., на срок с 01 июня 2016 года по 13 октября 2021 года (до достижения старшим несовершеннолетним ребенком - К.О.Ю. 18-летнего возраста). ЕКВ установлена на выплатной год с 01 июня 2016 года по 31 мая 2017 года.
В заявлении Кирюхина О.В. личной подписью подтвердила, что обо всех изменениях, влияющих на право получения мер социальной поддержки, в том числе, об изменении состава и дохода семьи и других, она обязуется сообщить в течение 14 дней.
На основании заявления Кирюхиной О.В. от 02 июня 2017 года выплата ЕКВ установлена ответчику на следующий выплатной год с 01 июня 2017 года по 31 мая 2018 года.
Установив, что несовершеннолетний сын Кирюхиной О.В. - К.С.Ю., _ _ года рождения, с 30 августа 2017 года зачислен в филиал *** училища (... ), на время обучения находится на полном государственном обеспечении, 28 мая 2018 года ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" принято решение о прекращении предоставления Кирюхиной О.В. ежемесячной коммунальной выплаты с 31 августа 2017 года.
В настоящее время Кирюхина О.В. не является получателем ежемесячной коммунальной выплаты по основанию "Многодетная семья", в связи с чем удержание переплаты из последующих выплат невозможно.
Ответчику предложено возвратить излишне выплаченные ей с 31 августа 2017 года по 30 апреля 2018 года денежные средства в размере 19291 рубль 96 копеек в течение месяца, о чем ей направлено соответствующее письмо, однако денежные средства в Учреждение до настоящего времени не возвращены.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, при определении права на выплату спорных пособий как многодетной семье не учитываются дети, находящиеся на полном государственного обеспечении.
Следовательно, сын Кирюхиной О.В. - К.С.Ю. _ _ года рождения, находящийся с 30 августа 2017 года на полном государственном обеспечении, не должен учитываться в составе семьи при определении статуса многодетной семьи, в связи с чем с учетом положений Закона Мурманской области от 07 декабря 2011 года N1438-01-ЗМО "О социальной поддержке многодетных семей в Мурманской области" с момента зачисления несовершеннолетнего К.С.Ю. на полное государственной обеспечение семья ответчика утратила статус многодетной.
Таким образом, законные основания для получения спорных пособий и выплат за заявленный в иске период у ответчика отсутствовали.
Материалами дела подтверждается, что при получении удостоверения многодетной семьи, являющегося в силу статьи 4 Закона Мурманской области от 07 декабря 2011 года N 1438-01-ЗМО документом, подтверждающим статус многодетной семьи, ответчик Кирюхина О.В. 08 июня 2016 года была уведомлена о необходимости в двухмесячный срок сообщить Учреждению об изменении состава семьи, нахождении детей на полном государственном обеспечении, других изменениях, влияющих на выдачу (продление) удостоверения, о чем свидетельствует ее личная подпись в заявлении.
В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в пункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.
Под недобросовестностью понимаются, прежде всего, противоправные действия или бездействие участников правоотношений. Недобросовестными могут быть признаны лишь граждане, которые, совершая противоправные действия или бездействия, знали или должны были знать о характере этих действий и их последствиях.
Таким образом, применительно к положениям статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации получателя пособия следует считать недобросовестным лишь в том случае, когда он достоверно знал или должен был знать о неправомерности получения им денежных средств.
Разрешая заявленные требования, правильно распределив бремя доказывания, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, верно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установив, что ответчик была надлежащим образом уведомлена о необходимости своевременно известить Учреждение о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособий и выплат, в том числе, об изменении состава семьи, нахождении детей на полном государственном обеспечении, однако в установленные сроки о зачислении сына К.С.Ю. на полное государственное обеспечение истца не уведомила, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" и взыскания с Кирюхиной О.В. неправомерно полученных денежных средств.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, основанными на совокупной оценке собранных по делу доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и требованиях норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам жалобы, доказательств своевременного извещения учреждения о возникновении обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты, ответчиком ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежит.
Ссылки на неоднократное устное и письменное уведомление сотрудников истца о зачислении сына в НМВУ на полное государственной обеспечение в ноябре 2017 года, повторяемые в апелляционной жалобе, обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции и отклоняются также и судебной коллегией, поскольку материалами дела подтверждается и не опровергнуто ответчиком, что в установленные статьей 14 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года N 549-01-ЗМО, пунктом 3.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 01 августа 2012 года N 393-ПП, пунктом 4.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 14 апреля 2010 года N 160-ПП, сроки о соответствующих обстоятельствах Кирюхина О.В. истца не уведомила, документы, подтверждающие нахождение сына на полном государственном обеспечении, не представила.
Доводы жалобы о подаче 27 ноября 2017 года в Учреждение заявления на получение адресной помощи с указанием места обучения сына правового значения не имеют, об отсутствии в действиях ответчика недобросовестности не свидетельствуют, данное заявление к спорным выплатам не относится, сведений о форме обучения не содержит, справка о нахождении К.С.Ю. на полном государственном обеспечении ответчиком в Учреждение не представлялась.
Приведенные в жалобе доводы о том, что судом не были вызваны для дачи пояснений специалисты ГОКУ "ЦСПН г.Мурманска", принимавшие у ответчика заявления и документы, несостоятельны, поскольку ходатайств о вызове указанных лиц в качестве свидетелей сторонами не заявлялось.
Вопрос о взыскании судебных расходов судом разрешен в соответствии с требованиями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 16 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кирюхиной Ольги Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.