Заместитель председателя Верховного Суда Республики Мордовия Мартышкин В.Н., рассмотрев жалобу начальника Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск ФИО на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 15 октября 2018г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Марьина С.Т.,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 сентября 2018г. Марьин С.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту-КоАП Российской Федерации) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Согласно вышеуказанному постановлению, Марьин С.Т. признан виновным в участии в несанкционированном массовом мероприятии, в нарушении требований пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004г. N54 (в ред. от 07 июня 2017г.) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", выразившееся в том, что он "дата"г. в период времени "данные изъяты" принял активное участие в несогласованном с Администрацией городского округа Саранск митинге на "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в процессе чего держал флаг, выкрикивал лозунги, выступал на митинге.
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 15 октября 2018г. постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 сентября 2018г. отменено, и производство по делу об административном правонарушении в отношении Марьина С.Т. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, начальник Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск ФИО просит отменить решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 15 октября 2018г, считая его незаконным, необоснованным, и ставит вопрос о возвращении дела на новое рассмотрение. Указывает, что судьей верховного суда республики неполно исследованы доказательства по делу, выводы судьи не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Утверждает, что факт совершения вмененного административного правонарушения и виновность Марьина С.Т. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: рапортом сотрудника полиции; письменными объяснениями свидетелей; видеозаписью; протоколом об административном правонарушении.
В возражениях на жалобу должностного лица, направившего материал на рассмотрение судье - ФИО, Марьин С.Т. считает, что указанная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы, изложенные в жалобе ФИО, возражения на нее Марьина С.Т, считаю, что оснований для отмены решения судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 15 октября 2018г. не имеется.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Обязанности участника публичного мероприятия по соблюдению установленного порядка, предусмотрены частями 3 и 4 статьи 6 указанного Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения. В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В силу части 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
По смыслу положений части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют деяния участников публичного мероприятия, связанные с нарушением требований частей 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". При этом публичное мероприятие проводится при соблюдении установленного законом порядка.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, судья верховного суда республики установил, что действия Марьина С.Т. неверно квалифицированы по части 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, вместе с тем, с учетом разъяснений, Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", содержащихся в абз. 2 пункта 20, переквалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности невозможна, в связи с чем пришел к выводу о прекращении дела производством в связи с отсутствием в действиях Марьина С.Т. состава административного правонарушения.
Вместе с тем, в рассматриваемой жалобе начальник Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск ФИО просит об отмене вступившего в законную силу судебного акта в отношении Марьина С.Т, тем самым ставит вопрос об ухудшении положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно, поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 15 октября 2018г. не может быть отменено по жалобе должностного лица, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя верховного суда республики
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 15 октября 2018г, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Марьина С.Т, оставить без изменения, а жалобу начальника Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск ФИО- без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Мордовия В.Н. Мартышкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.