Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи - Мейстер В.М,
при секретаре - помощнике судьи Лобановой Е.М,
с участием сторон:
представителя административного истца ОАО Компания "Адыгеяавтотранс" - Афанасьева И.Л,
представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям - Матыжева Х.А,
представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" - Белоусова А.В,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО Компания "Адыгеяавтотранс" к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной, выслушав объяснения лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
ОАО Компания "Адыгеяавтотранс" обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия N N является собственником объекта недвижимости - земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, относящегося к категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка - административного здания администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" - "адрес". Почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N N кадастровая стоимость данного объекта недвижимости (земельного участка) составляет "данные изъяты".
Однако его рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты".
Полагая, что более высокая кадастровая стоимость объекта недвижимости (земельного участка) по сравнению с его рыночной стоимостью ведет к неправомерному начислению налога и нарушает права и законные интересы собственника, истец просил суд установить кадастровую стоимость названного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО Компания "Адыгеяавтотранс" - по доверенности Афанасьев И.Л. поддержал заявленные требования об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, уточнив иск в части размера рыночной стоимости и просил размер рыночной стоимости объекта установить - "данные изъяты" в соответствии с выводами судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика - Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Матыжев Х.А. полагал, что рыночная стоимость объекта, указанная в судебной экспертизе - достоверна, решение оставил на усмотрение суда.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея в суд не явились, оставив разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" по доверенности Белоусов А.В. полагался на усмотрение суда при принятии решения, однако просил взыскать с истца расходы на проведение судебной экспертизы.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что уточненный административный иск об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, пункта 1 статьи 388, статьи 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N имеет значение для административного истца, поскольку обозначенный показатель является налоговой базой по земельному налогу.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальным образованиям, городским округам Республики Адыгея.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 274-ФЗ) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статья 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО Компания "Адыгеяавтотранс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка - административного здания администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" - "адрес". Указанное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серия N N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N кадастровая стоимость данного объекта недвижимости (земельного участка) составляет "данные изъяты".
Согласно отчету об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному оценщиком ФИО6, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты".
В поступившем отзыве на административное исковое заявление заинтересованное лицо администрация муниципальное образование "Краснооктябрьское сельское поселение" ссылался на допущенные оценщиком недостатки при составлении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначалась судебная экспертиза, перед которой были поставлены вопросы о рыночной стоимости земельного участка и о том, допущены ли оценщиком нарушения требований ФСО и иные нарушения.
Согласно заключению судебной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному экспертом экспертного учреждения ООО "Легал Сервис", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" "данные изъяты"
Представленное в суд заключение эксперта соответствует требованиям, предъявленным законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации требованиям относимости, допустимости и достоверности представленного доказательства.Экспертом в указанном заключении проведено изучение рынка земельных участков, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект исследования, проведен анализ сегмента, использован сравнительный подход к оценке объекта исследования. В рамках сравнительного подхода экспертом применен метод сравнения продаж. Информация об объектах-аналогах проанализирована и приведена в таблице.
Заключение эксперта дано по поставленным судом вопросам, не содержит противоречий.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы экспертизы, назначенной определением суда, административными ответчиками и заинтересованными лицами суду не представлено.
При этом экспертным заключением установлено допущение нарушений требований пункта 5 ФСО N 3, пункта 11а ФСО N 7 при составлении отчета оценщика, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере ее рыночной стоимости в сумме 10 736 000 рублей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 10 736 000 рублей.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку ОАО Компания "Адыгеяавтотранс" обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 06.02.2012 года N П/46 в Республике Адыгея при Управлении Росреестра по Республике Адыгея 05.12.2016 новые сведения о кадастровой стоимости будут применять с 01.01.2016.
Ходатайство заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Краснооктябрьского сельского поселения" о взыскании с административного истца расходов, понесенных им на оплату судебной экспертизы, удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
В соответствии со статьей 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле являются: стороны, заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Согласно статье 38 КАС РФ сторонами в административном деле является административный истец и административный ответчик. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого, могут быть затронуты при разрешении административного дела (статья 47 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Таким образом, согласно нормам КАС РФ судебные расходы подлежат распределению между - административным истцом и административным ответчиком.
Пунктом постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" предусмотрено, что вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ, поскольку главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
При рассмотрении данного дела судом установлено, что ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка превышает итоговую величину рыночной стоимости указанного земельного участка, установленную судом в качестве кадастровой, в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611003:864 почти в два раза, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости. Административный иск удовлетворен, то есть нарушенные права истца восстановлены и, при таких обстоятельствах, расходы по оплате экспертизы не подлежат взысканию с административного истца.
Ходатайства о взыскании судебных расходов, понесенных заинтересованным лицом с административного ответчика, не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ОАО Компания "Адыгеяавтотранс" к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка - административного здания администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" - "адрес" в размере "данные изъяты" рублей.
Датой подачи административного искового заявления ОАО Компания "Адыгеяавтотранс" о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать дату 05.12.2016, что является основанием для внесения указанных сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости в части указания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка - административного здания администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" - "адрес" почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении ходатайства заинтересованного лица о взыскании с ОАО Компания "Адыгеяавтотранс" в пользу администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" судебных расходов по оплате судебной экспертизы в размере "данные изъяты" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 13.12.2018.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.