Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П,
судейДанилова О.И, Соляникова Р.В.
при секретареМакаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 11.10.2018 по административному исковому заявлению Шумилова Д. Г. оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелияо приостановлении кадастрового учета.
Заслушав докладпредседательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по следующим основаниям. Шумилов Д.Г является собственником земельного участка с кадастровым номером (... ).
08.08.2018Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра по Республике Карелия, Управление) принято решение о приостановлении кадастрового учета N (... ) до 08.11.2018, мотивированное тем, что в представленном межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" не указаны сведения, обосновывающие существование границы уточняемого земельного участка на местности пятнадцать и более лет; в разделе "Исходные данные" отсутствуют наименование и реквизиты документов (карты (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН, и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности), подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.Считая, что решение Управленияот (... ) нарушает его права, ШумиловД.Г. просил суд признать его незаконным.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что отсутствие в межевом плане наименований и реквизитов документов аргументировано кадастровым инженером, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель руководителя УправленияРосреестрапо Республике Карелия Полякова Т.Н. выражает согласие с решением суда.
Административный истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления Росреестра по Республике Карелия Панченко К.Н, действующая на основании доверенности, против доводов апелляционной жалобы возражала.
Кадастровый инженер Наумкина Н.Е. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы административного истца.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст.70 ЗК РФгосударственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом"О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч.1 ст.14Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона N218-ФЗ).
Пунктом 4 ч.2 ст.15 названного Федерального закона установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч.4 ст.18 Федерального закона N218-ФЗ).
Частями 1, 10 ст.22 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части иличастях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона N 218-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 70 Приложения N 2 к Приказу N 921выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.10 ст.22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе"Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Как следует из материалов дела, на основании договора от 22.07.1952 (... ) на праве бессрочного пользования под строительство индивидуального жилого дома предоставлен земельный участок по (... ).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером (... ) (право собственности зарегистрировано 21.10.2009). По сведениям ЕГРН указанный земельный участок поставлен на учет со статусом "актуальный, ранее учтенный".
01.08.2018административный истецобратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка.
08.08.2018 принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета N (... ), согласно которому в представленном межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" не указаны сведения, обосновывающие существование границы уточняемого земельного участка на местности пятнадцать и более лет; в разделе "Исходные данные" отсутствуют наименование и реквизиты документов (карты (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН, и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности), подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
По итогам рассмотрения жалобы кадастрового инженераапелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав принято решение об отклонении жалобыот 31.08.2018.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что межевой план составлен с нарушением требований действующего законодательства.
Судебная коллегия находит, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции дал верную оценку фактическим обстоятельствам дела.
Действительно, поскольку земельный участок был предоставлен правопредшественнику Шумилова Д.Г. до вступления в силу Земельного кодекса РФ, его границы не были в установленном порядке описаны, сведения о них в ГКН отсутствуют, заявитель путем проведения межевания имел право уточнить границы земельного участка, находящегося у него в собственности.
Однаковопреки требованиям ч.10 ст.22 Федерального закона N 218-ФЗ, п.70 Приложения N 2 к Приказу N 921административным истцом в разделе "Исходные данные" межевого планане указаны документы, подтверждающие фактическое местоположение границ спорного земельного участка на местности пятнадцать и более лет, а именно: карты (планы), представляющие собой фотопланы местности; в разделе "Заключение кадастрового инженера" не указаны сведения, обосновывающие существование границы уточняемого земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
Поскольку в межевом плане отсутствует указание на графические материалы на земельный участок административного истца, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что представленный для осуществления государственного кадастрового учета изменений межевой план не содержит достаточных сведений, обосновывающих местоположение уточненных границ.
При таких обстоятельствах решение административного ответчика о приостановлении осуществления кадастрового учета является законным.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции об отсутствии в межевом плане описания конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены границы земельного участка, о невозможности сделать однозначный вывод об отсутствии споров по устанавливаемым границам со смежными землепользователями являются обстоятельствами, на которые административный ответчик при принятии оспариваемого решения не ссылался.
В этой связи данные выводы не согласуются с разъяснениями, содержащимися в п.61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия, и подлежат исключению из мотивировочной части решения суда.
При этом в силу ч.5 ст.310 КАС РФ данные обстоятельства не влекут отмену постановленного по делу решения, поскольку по существу оно является правильным.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 11.10.2018 по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.