Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В.,с участием представителей административного истца Колеушко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюиндивидуального предпринимателя Самохваловой Т.Г. об оспаривании результатовопределениякадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Самохвалова Т.Г. обратилась в суд по тем основаниям, что является арендатором в рамках договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18 августа 2009 г. земельного участка с кадастровым номером (... ),расположенного по адресу: (... ), в (... ), общей площадью 3764кв.м, категория земель - (... ), вид разрешенного использования - (... ).
По состоянию на 01 января 2010 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 6468358 руб. 72 коп.
По инициативе административного истца независимый оценщик Д. А.О. подготовил отчет N (... ) об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанного выше, определена в размере 2860000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка, в размере его рыночной стоимости. Кроме того, административным истцом заявлены требования о возложении на административного ответчика обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости, а также привести в соответствие с новой кадастровой стоимостью размер годовой арендной платы, указанный в проекте договора аренды земельного участка, представленного Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
В судебном заседании представитель административного истцапросил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, замечаний к отчету об оценке не высказали.
Заслушав объяснения представителя административного истца,исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что18 августа 2009 г. между администрацией Костомукшского городского округа и Самохваловым И.П. заключен договор аренды N (... ) земельного участкас кадастровым номером (... ).
05 октября 2017 г. между административным истцом и Самохваловым И.П. заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18 августа 2009 г.
На земельном участке располагается здание магазина, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02 июля 2018 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 названного Кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером (... ) в государственный кадастр недвижимости (в последующем, Единый государственный реестр недвижимости) внесены 07 октября 2008 г. в соответствии с действующимв редакции до 01 января 2017 г. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет N23-5/08-517 от 04 сентября 2008 г, постановленияадминистрации Костомукшского городского округа от 20 марта 2008 г. N278.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) определена в размере 6468358 руб. 72 коп. Удельный показатель кадастровой стоимости в размере 1718 руб. 48 коп.утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. N158-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Республики Карелия".
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец, в настоящее время являетсяактуальной.
Согласно абзацу 1 статьи 24.12Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ)государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Сведения о кадастровой оценке земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11 июня 2013 г, то есть административный истец обратился в суд с административный иском с пропуском установленного Федеральнымзаконом N135-ФЗ срока.
Учитывая, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает, что срок для обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судамидел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(пункт 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. N 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона N135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость арендуемого земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился 26 ноября 2018 г. с административным исковым заявлением в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость земельного участка скадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ) (... ), общей площадью 3764 кв.м, согласно отчету независимого оценщика Д. А.О, составляет 2860000 руб. по состоянию на 01 января 2010 г.
Замечаний к отчету N (... ) от 04 июля 2018 г, выполненному независимым оценщиком Д. А.О, участниками административного дела не представлено.
В соответствиисо статьей 12 Федерального закона N135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, а также учитывая то, что фактически отчет об оценке, представленный административным истцом, административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорен, суд приходит к выводу о том, что он в целом соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает его достоверным и отвечающим требованиям действующего законодательства, следовательно, соглашается с рыночной стоимостью земельного участка в размере 2860000 руб.
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственнойрегистрации недвижимости" и абзаца6 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости,в связи с чем в удовлетворении заявленных требований о возложении на административного ответчика обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения необходимо отказать.
Отсутствуют правовые основания и для удовлетворения требований в части возложения на административного ответчика обязанности привести размер годовой арендной платы по договору аренды земельного участкав соответствие с новой кадастровой стоимостью, поскольку это не предусмотрено законодательством.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку заявление было подано в суд 26 ноября 2018 г, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 г.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Самохваловой Т.Г. удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 01 января 2010 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью 3764 кв.м, категория земель - (... ), вид разрешенного использования - (... ), в размере его рыночной стоимости, равной 2860000 руб. на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 ноября 2018 г.
В удовлетворении остальных административных исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение составлено
20 декабря 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.