Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Макаршиной А.А., с участием представителя административного истца Соколова Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авакян А.С. об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Авакян А.С. обратился в суд по тем основаниям, что является собственником земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель: (... ), разрешенное использование: (... ).
По инициативе административного истца индивидуальный предприниматель Д. А.О. выполнил отчет N (... ) от 22 октября 2018 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому его рыночная стоимость определена в размере 1369000 руб. по состоянию на 07 сентября 2012 г.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Учитывая, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка скадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования по изложенным в административном иске основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Авакян А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель: (... ), разрешенное использование: (... ),что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (... ) от 01 ноября 2012 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Налогоплательщиками налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Статьей 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, Авакян А.С. является в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, налоговая базаобъекта недвижимости определяется исходя из его кадастровой стоимости.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером (... ) в государственный земельный кадастр (в последующем - Единый государственный реестр недвижимости) внесены 29 июля 2003 г, государственный кадастровый учет изменений в сведениях о местоположении границы и площади земельного участка, изменении вида разрешенного использования земельного участка был осуществлен 07 сентября 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимостиот 13 августа 2012 г, постановления администрацииПудожского муниципального района от 27 ноября 2012 г. N360-П, межевого плана от 10 мая 2012 г.
В соответствии с действующим законодательством актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще чем 1 раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В период между проведением работ погосударственной кадастровой оценкекадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории Республики Карелия, определяется в соответствии с приказом Минэкономразвития от 12 августа 2006 г. N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
Согласно приложению N 3 к постановлению Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. N 158-П кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м. составляет 7820304 руб. 80 коп.по состоянию на 07 сентября 2012 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.
Согласно абзацу 1 статьи 24.12Федерального закона N 135-ФЗгосударственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Сведения о кадастровой оценке объекта недвижимости внесены 02 июля 2013 г, то есть административный истец обратился в суд с административный иском с пропуском установленного КАС РФ срока.
Учитывая, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает, что срок для обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судамидел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(пункт 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. N 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона N135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец 26 ноября 2018 г. обратился в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м,по состоянию на 07 сентября 2012 г. определена на основании отчетаоб оценке рыночной стоимости земельного участка N (... ) от 22 октября 2018 г, выполненногоиндивидуальным предпринимателем Д. А.О, и составляет 1369000 руб.
В соответствиисо статьей 12 Федерального закона N135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, подробно исследовав возражения административных ответчиков и заинтересованных лиц, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, нарушений, которые ставили бы под сомнение его выводы, оценщиком не допущено, в связи с чем суд признает достоверным и отвечающим требованиям действующегозаконодательства, представленный отчет, следовательно, соглашается с рыночной стоимостьюземельного участкав размере 1369000 руб.
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственнойрегистрации недвижимости" и абзаца 6 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку административный искподан в суд 26 ноября 2018 г, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 г.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Авакяна А.С. удовлетворить.
Установить по состоянию на 07 сентября 2012 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель: (... ), разрешенное использование: (... ), в размере его рыночной стоимости, равной 1369000 руб. на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственныйреестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 ноября 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение составлено 21 декабря 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.