Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Чаднова О.В,
судей
Гончаровой Н.В, Венина А.Н,
при секретаре
Дудник К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 17 января 2019 года административное дело по апелляционной жалобе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 октября 2018 года, которым постановлено:
административный иск заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия, выраженного в невыполнении обязанности по содержанию асфальтобетонного покрытия с системой водоотведения на участке придомового проезда у дома 27 по ул. Пономарева в г. Петропавловске-Камчатском, возложении обязанности организовать выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия с системой водоотведения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выраженное в невыполнении обязанности по содержанию асфальтобетонного покрытия с системой водоотведения на участке придомового проезда у дома 27 по ул. Пономарева в г. Петропавловске-Камчатском.
Возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность в срок до 1 ноября 2019 года организовать выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия с системой водоотведения на участке придомового проезда у дома N 27 по ул. Пономарева в г. Петропавловске-Камчатском.
Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В, возражения на жалобу представителя административного истца помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Полубока А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выраженное в невыполнении обязанности по содержанию асфальтобетонного покрытия с системой водоотведения на участке дороги (придомовой проезд) у дома N 27 по ул. Пономарева в г. Петропавловске-Камчатском.
В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского по поручению прокуратуры Камчатского края в связи с обращением ФИО1 проведена проверка деятельности администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по вопросу соблюдения требований законодательства при содержании и ремонте придомовой территории у дома N 27 по ул. Пономарева в г. Петропавловске-Камчатском. Проверкой установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 придомовой проезд имеет просадки дорожного покрытия. Приказом Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа от 11 апреля 2011 года N 80 придомовой проезд на праве оперативного управления закреплен за МКУ "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - МКУ "Служба автомобильных дорог"). В 2017-2018 годах в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа неоднократно поступали обращения по вопросу ремонта дорожного покрытия, однако администрацией работы по ремонту дорожного покрытия не выполняются.
Поскольку разрушение асфальтобетонного покрытия и отсутствие системы водоотведения сказываются на безопасности дорожного движения, а решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения относится к компетенции органов местного самоуправления, просил возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность организовать выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия с системой водоотведения в срок до 1 ноября 2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Дмитров А.Ю. требования поддержал.
Представитель административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Болтенко Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора.
Заинтересованное лицо МКУ "Служба автомобильных дорог" своего представителя в суд не направило.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Петропавловск-Камчатского городского округа просит решение суда первой инстанции отменить. Указывает, что придомовой проезд у дома N 27 по ул. Пономарева в г. Петропавловске-Камчатском не является автомобильной дорогой и элементом обустройства автомобильных дорог, а является придомовой территорией жилого дома. Земельный участок под многоквартирным домом сформирован, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер, N и является общей долевой собственностью собственников помещений, в связи с чем бремя его содержания, в том числе решение вопросов текущего и капитального ремонта придомового проезда, возложено на собственников помещений жилого дома, и должно решаться ими самостоятельно по согласованию с управляющей организацией - ООО УК "Южный район". Отмечает, что к полномочиям органов местного самоуправления не относится содержание асфальтобетонного покрытия с системой водоотведения. ГОСТ Р 50597-93 утратил силу с 1 сентября 2018 года. Признавая бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа незаконным, суд в решении не указал, каким нормативным требованиям должно отвечать асфальтобетонное покрытие и система водоотведения. В связи с дефицитностью бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа работы по устройству ливневых канализаций нецелесообразны. При выделении бюджетных ассигнований работы по ремонту внутриквартальных проездов и придомовых проездов по ул. Пономарева будут включены в соответствующую программу на 2019-2020 годы.
Выслушав помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Полубока А.В, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог (ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ).
В силу п.п. 3, 10 ч. 1 ст. 48 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа к исполнительно-распорядительным полномочиям администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в лице ее органов относится осуществление полномочий собственника в отношении муниципального имущества городского округа, переданного в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также имущества, составляющего муниципальную казну городского округа; осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского по поручению прокуратуры Камчатского края проведена проверка деятельности администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищного кодекса РФ при содержании и ремонте территории у дома N 27 по ул. Пономарева в г. Петропавловске-Камчатском (л.д. 20).
Согласно акту обследования участка дороги вдоль дома N 27 по ул. Пономарева от 20 июля 2018 года, составленному комиссией в составе помощника прокурора города, сотрудников ГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому, заместителя начальника отдела МКУ "Служба автомобильных дорог", на участке дороги вдоль жилого дома (придомовой проезд, тип покрытия грунтовое) имеются многочисленные просадки дорожного покрытия. Размеры отдельных просадок составили: просадка N 1 по длине - 3,9 м, ширине - 1,8 м; просадка N 2 по длине - 3,5 м, ширине - 1,3 м, глубине - 0,08 м. Нарушены требования п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (л.д. 26-28).
Актом обследования от 20 июля 2018 года, составленным комиссией в составе помощника прокурора города, заместителя руководителя Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, специалистов Контрольного Управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, МКУ "Управление дорожного хозяйства ПКГО", МКУ "Управление благоустройства", установлена необходимость устройства вдоль жилого дома асфальтобетонного покрытия с системой водоотведения (л.д. 24).
В соответствии с Приказом Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа от 11 апреля 2011 года N 80, актом приема-передачи N 28/0-11 от 5 мая 2011 года проезд у дома N 27 по ул. Пономарева является муниципальным имуществом, закреплен на праве оперативного управления за МКУ "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" (наименование изменено на МКУ "Служба автомобильных дорог") (л.д. 39, 40-41, 42-45).
В период с 2017 по 2018 год гражданин ФИО1, проживающий в данном жилом доме, неоднократно обращался в контрольные органы по вопросу ремонта асфальтобетонного покрытия вдоль жилого дома с устройством системы водоотведения, отмечая наличие угрозы жизни и здоровью граждан. Перед домом находится откос 10-12 метров, не укрепленный подпорной стеной. Происходит сползание грунта на придомовую территорию, уровень грунтовой дороги поднялся выше входа в подъезды. Во время дождей и таяния снега вода поступает в подвальные помещения, а также просачивается в грунт перед домом, что вызывает подмывание фундамента дома. Данное обстоятельство, в условиях сейсмичности региона, создает опасность разрушения дома.
12 октября 2017 года администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа заместителю прокурора города сообщено, что склон перед жилым домом N 27 по ул. Пономарева задернован травянистой растительностью, размыва и видимых разрушений грунта на склоне не установлено, в связи с чем отсутствует необходимость в устройстве бетонной подпорной стены. Для решения вопроса по отводу ливневых и сточным вод от жилого дома мероприятия по ремонту асфальтобетонного покрытия придомового проезда с устройством системы водоотведения предложены для включения в перечень объектов ремонта в муниципальную программу на 2018 год (л.д. 33-34).
23 июля 2018 года Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа сообщило прокурору, что для решения проблемы водоотвода при ремонте подобных придомовых и внутриквартальных проездов, асфальтобетонное покрытие выполняется с уклонами и контруклонами для сброса ливневых и талых вод на нижние точки рельефа. Работы по ремонту придомового проезда дома N 27 по ул. Пономарева были включены в проект подпрограммы 3 "Комплексное благоустройство Петропавловск-Камчатского городского округа" муниципальной программы "Формирование современной городской среды Петропавловск-Камчатского городского округа на 2018-2022 годы" на 2018 год, однако в связи с недостаточным финансированием были исключены из подпрограммы. При наличии финансирования будет рассмотрен вопрос о включении работ по ремонту придомового проезда в подпрограмму на 2019-2020 годы (л.д. 22-23).
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о законности требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку считает его основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
11 октября 1993 года Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 221 был утвержден стандарт "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", действующий в период с 1 июля 1994 года по 31 августа 2018 года.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
С 1 сентября 2018 года введен в действие ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Государственный стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Срок устранения повреждений дорожного покрытия длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более составляет не более 12 суток (таблица 5.3 ГОСТ Р 50597-2017).
По результатам прокурорской проверки было установлено, что покрытие придомового проезда дома N 27 по ул. Пономарева имеет многочисленные просадки. Размеры отдельных просадок по длине составляют более 3 м, по ширине более 1 м.
Таким образом, дорожное покрытие придомового проезда имеет значительные дефекты, которые подлежат устранению.
Доводы административного ответчика о том, что проезд вдоль дома N 27 по ул. Пономарева в г. Петропавловске-Камчатском является элементом благоустройства территории многоквартирного дома, а не автомобильной дорогой, в связи с чем на него не распространяются требования законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорогах и дорожной деятельности, основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу п. 3.1. СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий" при строительстве внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны соблюдаться требования главы СНиП "Автомобильные дороги". Покрытия внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны обеспечивать отвод поверхностных вод, не должны быть источниками грязи и пылить в сухую погоду.
Таким образом само по себе отнесение СНиПом III-10-75 "Благоустройство территорий" проезда к многоквартирному дому к элементам благоустройства не исключает применением к его строительству и содержанию нормативных требований законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
То есть дворовые проезды являются территориями общего пользования и предназначены для прохода пешеходов и подъезда, либо проезда личного транспорта неограниченного круга лиц, включая собственников жилых помещений многоквартирных домов, а также транспортных средств специального назначения (машин "Скорой помощи", полиции, пожарной службы и прочее) к жилым домам, а также для проезда между домами, от одного дома к другому, поэтому разрушенное асфальтобетонное покрытие проезда негативно сказывается на безопасности дорожного движения, в связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц водителей и пешеходов - участников дорожного движения, гарантированные им государством.
Поскольку администрация Петропавловск-Камчатского городского округа осуществляет полномочия собственника в отношении муниципального имущества городского округа, она обязана осуществлять контроль за сохранностью данного имущества, поэтому выводы суда первой инстанции о необходимости возложения на администрацию Петропавловска-Камчатского городского округа обязанности организовать выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия являются верными.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о необходимости возложении бремя содержания придомового проезда на собственников помещений жилого дома, поскольку, как указывает ответчик, придомовой проезд расположен в границах сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка и является их общей долевой собственностью.
В соответствии с ч.ч. 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года.
Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, находящейся в открытом доступе в сети "Интернет", жилой дом N 27 по ул. Пономарева в г. Петропавловске-Камчатском расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 146931 кв.м. Дата постановки земельного участка на кадастровый учет 23 апреля 2009 года. Категории земель: земли населенных пунктов. Форма собственности: собственность публично-правовых образований. На этом земельном участке помимо жилого дома N 27 по ул. Пономарева расположены иные жилые дома, а указанный в апелляционной жалобе кадастровый номер, якобы, сформированного под домом земельного участка N, на самом деле является кадастровом номером объекта недвижимости - самого жилого дома N 27 по ул. Пономарева в г. Петропавловске-Камчатском.
Ссылка в жалобе на то, что к полномочиям органов местного самоуправления не относится обязанность обеспечить придомовой проезд системой водоотведения, противоречит п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоотведения.
Необходимость установки перед жилым домом асфальтобетонного покрытия с системой водоотведения подтверждается актом МКУ "Управления благоустройства города Петропавловска-Камчатского" от 20 июля 2018 года и административным ответчиком в суде первой инстанции не оспаривалось.
Доводы жалобы об отсутствии финансирования данного вида работ не влияют на законность принятого решения.
Поскольку нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.