Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., рассмотрев жалобу Колесникова А. Г. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по "адрес" и Республике Марий Эл от 5 июля 2018 года и решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 10 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи
8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении Колесникова А. Г, родившегося "дата", проживающего и зарегистрированного по адресу: "адрес", ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установил:
постановлением заместителя руководителя управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 5 июля 2018 года N П-04-24/18 Колесников А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 10 августа 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл, Колесников А.Г. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить как незаконные и необоснованные, указывает, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "N" к земельным угодьям не относится и фактически является болотом, в подтверждение представил справку администрации муниципального образования "Помарское сельское поселение Волжского муниципального района".
Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, поступившее в Верховный Суд Республики Марий Эл
1 ноября 2018 года, и административный материал, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено (далее - ЗК РФ), что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года
N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество.
Указанный ГОСТ определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом.
ГОСТ 26640-85 устанавливает основные мероприятия по использованию сельскохозяйственных угодий, которые необходимо проводить землепользователям, в число таких мероприятий входит посев сельскохозяйственных культур, сенокошение, выпас скота и другие мероприятия.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл N 643-ООД от 7 мая 2018 года в отношении Колесникова А.Г, являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером "N", проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что находящийся в собственности Колесникова А.Г. земельный участок с кадастровым номером "N", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 17195 м2, расположенный по адресу: "адрес", зарос сорной и древесной растительностью, часть земельного участка занята водоемом.
На основании материала проверки 21 июня 2018 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Шубенкиной Н.Ю. в отношении Колесникова А.Г. составлен протокол об административном правонарушении N ОЗН 04-68 по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
5 июля 2018 года заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Сочиным А.В. вынесено постановление N П-04-28/18 о привлечении Колесникова А.Г. к административной ответственности за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями.
С выводами должностного лица о совершении Колесниковым А.Г. указанного административного правонарушения и наличии оснований для привлечения его к административной ответственности согласился судья Волжского городского суда Республики Марий Эл.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, Колесникову А.Г. вменяется в вину невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий, относящихся к использованию сельскохозяйственных угодий.
Между тем сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером "N" отнесен к землям сельскохозяйственных угодий, в материалах дела отсутствуют. Доводы Колесникова А.Г. о том, что спорный земельный участок никогда не использовался в соответствии с целями, определенными в статье 79 ЗК РФ, судьей не проверены и оценка им не дана.
Согласно представленной Колесниковым А.Г. справке администрации муниципального образования "Помарское сельское поселение Волжского муниципального района" от 13 сентября 2018 года N 677 земельный участок с кадастровым номером 12:15:1001001:439 к сельскохозяйственным угодьям не относится, сельскохозяйственные культуры на нем не выращивались, участок частично занят водоемом и заболочен.
Постановление администрации Волжского района Республики
Марий Эл от 24 июня 1998 года N 98 содержит лишь общую информацию о нормах выделения земельных паев (долей) и не содержит конкретных сведений о правообладателях, размерах выделенных паев, проведенных работах по землеустройству и выделению земельных паев в натуре.
Таким образом, судьей городского суда при рассмотрении настоящего дела допущено существенное нарушение процессуальных требований, установленных статьей 24.1 КоАП РФ, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения лица к административной ответственности не истек, решение судьи подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Волжский городской суд Республики Марий Эл.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13, статьей 30.17 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 10 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Колесникова А. Г. отменить.
Дело в отношении Колесникова А. Г. направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Исполняющий обязанности
Председателя Верховного Суда
Республики Марий Эл С.В. Бабин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.