Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Мясникова А.А.,
судей Сицинской О.В, Минаева Е.В,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1588/2018 по апелляционной жалобе ответчика администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 9 октября 2018, вынесенное по иску Минераловодского межрайонного прокурора к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению имущественных отношении администрации Минераловодского городского округа о возложении обязанности подготовить необходимую техническую документацию по сетям водоотведения, о возложении обязанности обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества,
заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
установила:
Минераловодский межрайонный прокурор обратился в Минераловодский городской суд Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства - Российской Федерации, к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о возложении обязанности подготовить необходимую техническую документацию по сетям водоотведения расположенным в "адрес" Минераловодского городского округа:
- "адрес", диаметром 150 мм, протяженностью 0,050 км,
- "адрес", диаметром 100 мм, протяженностью 0,05 км.;
- "адрес", диаметром 100 мм, протяженностью 0,045 км
- "адрес"/К.Маркса, "адрес", диаметром 100 мм, протяженностью 0,0540 км.;
- "адрес", диаметром 150 мм, протяженностью 0,015 км.;
- "адрес", диаметром 200 мм, протяженностью 0,115 км.;
- "адрес", диаметром 200 мм, протяженностью 0,106 км.;
- "адрес" (1 очередь), диаметром 200 мм, протяженностью 0,225 км.;
- "адрес" (2 очередь), диаметром 200 мм, протяженностью 0,059 км.;
- "адрес" (3 очередь), диаметром 150 мм, протяженностью 0,072 км.;
- "адрес", диаметром 150 мм, протяженностью 0,140 км.;
- "адрес", диаметром 250 мм, протяженностью 0,153 км.;
- "адрес" (п. 11,12), диаметром 300 мм, протяженностью 0.056 км, (п.6,7,8) (п. 11,12), диаметром 250/300 мм, протяженностью 0,091 км.;
- "адрес", диаметром 200 мм, протяженностью 0,150 км,;
- "адрес", диаметром 200 мм, протяженностью 0,110 км.;
- "адрес", диаметром 150 мм, протяженностью 0,145 км.;
- "адрес", диаметром 200 мм, протяженностью 0,098 км, диаметром 400 мм.; протяженностью 0,247 км.;
- "адрес", диаметром 200 мм, протяженностью 0,083 км, диаметром 150 мм, протяженностью 0,047 км.;
- "адрес", диаметром 150 мм, протяженностью 0,080 км.;
- "адрес", диаметром 200 мм, протяженностью 0,190 км.;
- "адрес", диаметром 225 мм, протяженностью 0,135 км.;
- "адрес", диаметром 300 мм, протяженностью 0,090 км.;
- "адрес", диаметром 150 мм, протяженностью 0,036 км.;
- "адрес", диаметром 225 мм, протяженностью 0,116 км.;
- "адрес", диаметром 160 мм, протяженностью 0,018 км.;
- "адрес", диаметром 150 мм, протяженностью 0,198 км.;
- "адрес", 10б, 10в, диаметром 160 мм, протяженностью 0,092 км, диаметром 225 мм, протяженностью 0,107 км.;
- "адрес", диаметром 160 мм, протяженностью 0,074 км.;
- "адрес" до междугороднего коллектора "адрес" - Железноводск, диаметром 500 мм, протяженностью 1,000 км.;
- "адрес" от 5 км. до коллектора от ж.д. по "адрес", диаметром 250 мм, 0,342 км,
а также о возложении обязанности обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В основание заявленных требований указал, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "О порядке принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей при эксплуатации централизованных систем водоотведения (канализационные сети)", расположенных на территории пос. Анджиевский Минераловодского городского округа Ставропольского края. В ходе поверки выявлено, что в установленном законом порядке право собственности на централизованные системы водоотведения г. Минеральные Воды, предназначенные для обеспечения водой жителей г.Минеральные Воды, расположенные по адресам, указанным в иске, не зарегистрировано. Надлежащее содержание вышеуказанных сетей водоотведения не обеспечено, что может привести к непринятию мер по проведению профилактических работ и устранению аварий на указанных объектах, полному разрушению сетей водоотведения и возникновению неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории г. Минеральные Воды Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 9 октября 2018 г. исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора - удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края просит решение суда отменить, отказать Минераловодскому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что из имеющихся в деле документов не усматривается доказательств, свидетельствующих о нарушениях; довод суда о том, что непринятие мер по постановке на учет бесхозяйных объектов создает препятствие для надлежащего содержания сетей, ничем не подтвержден. Считает, что довод прокурора об отсутствии в ЕГРП записи о собственнике спорных участков инженерных сетей, а также сведений о собственнике в реестре муниципальной собственности, опровергается представленным передаточным актом от 03.10.2016 года и протоколом от 10.04.2018 года, согласно которым бесхозяйные сети для обеспечения эксплуатации переданы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал". Полагает, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку Управление имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа выполняет работы по постановке на учет бесхозяйного имущества, в том числе и спорного имущества, в связи с чем суду первой инстанции в иске необходимо отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Протасова О.Б. просила решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности неявки в судебное заседание не предоставили. На основании ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определиларассмотреть гражданское дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 ГПК РФ).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 ГПК РФ).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 ГПК РФ).
При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходит от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств (часть 5 статьи 67 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Аналогичным требованиям в силу положений статьи 329 ГПК РФ должно отвечать апелляционное определение.
В силу пп. 1 и 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно пп. 4 и 8 ч. 1 ст. 16, п. 4.3 ч. 1 ст. 17, п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоснабжения и водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в границах городского округа и органы местного самоуправления обладают полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", для чего в собственности муниципальных образований может находиться соответствующее имущество.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Пунктом 5 ст. 8 данного Закона предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно абз. 3 п. 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", уличные сети водоотведения как объекты инженерной инфраструктуры городов отнесены к муниципальной собственности.
Решением совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 23.10.2015 N 21 "Об учреждении (создании) органа администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края - Управление имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края с правами юридического лица" (вместе с "Положением об Управлении имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края") утверждено, что Управление в пределах своей компетенции является главным распорядителем средств бюджета городского округа, в соответствии с решениями Совета депутатов Минераловодского городского округа (п.3.1.3).
Согласно п. 1.1 Положения Управление имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом (структурным подразделением) администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее - администрация Минераловодского городского округа), осуществляющим функции в области управления и распоряжения муниципальным имуществом (в том числе земельными участками) Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее - городского округа) и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обеспечение в установленном порядке нуждающихся граждан жилыми помещениями.
В соответствии с п.п. 15 п. 3.1.4. решения Совета депутатов Минераловодского городского округа от 23.10.2015 N 21 к компетенции Управления относится подача заявлений в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Бюджетным кодексом Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств установлены ст. 158 БК РФ, где он обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; а также осуществляет иные полномочия.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами права и установленными обстоятельствами о передаче 03.10.2016 г. ответчиком администрацией Минераловодского городского округа указанных в иске прокурора сетей водоотведения в ведение ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на время проведения мероприятий по постановке на государственный учет, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, которые являлись предметом исследования, судебная коллегия не находит.
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края является надлежащим ответчиком по делу, о чем верно пришел к выводу суд первой инстанции на основании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Решения совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 23.10.2015 N 21 "Об учреждении (создании) органа администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края - Управление имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края с правами юридического лица". Создание органом местного самоуправление иных юридических лиц осуществляется им в рамках реализации предоставленных полномочий, и не является основанием для освобождения от ответственности, связанной с реализацией возложенных функций.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, которые довольно подробно, со ссылкой на нормы действующего законодательства отражены в мотивировочной части решения суда.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ,
определила:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 9 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.