Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Осиповой И.Г.
судей Селюковой З.Н. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Костине Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2019 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Панкратовой Д.А.
на решение Степновского районного суда Ставропольского края от 11 октября 2018 года
по делу иску Сухоруковой Т.Н, Сухорукова А.М, Сухорукова С.А, Сухорукова Н.А. к администрации муниципального образования села Соломенское Степновского района Ставропольского края о включении в список вынужденных переселенцев
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Сухорукова Т.Н, Сухоруков А.М, Сухоруков С.А, Сухоруков Н.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования села Соломенское Степновского района Ставропольского края о включении в список признанных в установленном порядке вынужденных переселенцев.
В обоснование иска указано, что с 26 февраля 2003 г. Сухорукова Т.Н. и её семья состоит в сводном списке граждан - участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФНП "Жилище" на 2011-2015 г.г.".
Обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, осуществляется в Ставропольском крае в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных и жилищных сертификатов в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г.", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты на приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Сводный список по Ставропольскому краю граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в том числе вынужденных переселенцев, формируется министерством на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, где утверждается и согласовывается с Управлением Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю.
Из информационного письма от 23 апреля 2014 г. N 4231/10, выданного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, имеются сведения, что в 2013 г. Сухорукова Т.Н. состояла в сводном списке под N "... ", состав семьи - 5 человек, дата постановки в очередь на улучшение жилищных условий - 29 февраля 2003 г, в 2014 году очередь продвинулась и она уже состояла под N "... ".
В настоящее время очередь Сухоруковой Т.Н. уже подошла, но при обращении в администрацию Соломенского сельсовета Степновского района Ставропольского края выяснилось, что в деле Сухоруковой Т.Н. не содержится Постановление ПРФ от 21 марта 2006 г. N 153, а также документов жилищной комиссии и иных документов, прямо относящихся к ней.
При обращении в Степновский районный архив Степновского района Ставропольского края для получения информации и документов (постановлений администраций, документов жилищной комиссии, сводных списков по району), подтверждающих или опровергающих факт обращения и постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений с датой постановки на учет 26 февраля 2003 г, Сухоруковой Т.Н. сообщили, что списки граждан, состоящих на учете для получения жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 26 февраля 2003 г, являющиеся приложениями к постановлению главы муниципального образования села Соломенское Степновского района Ставропольского края от 26 февраля 2003 г. N28 "Об упорядочении очередности граждан, состоящих на учете для получения постоянного жилья и улучшения жилищных, условий на территории с. Соломенское", а также документы жилищной комиссии администрации муниципального образования с. Соломенское Степновского района СК за 2003 г. на хранение в архивный отдел администрации Степновского муниципального района Ставропольского края не поступали.
Из-за не сохранения вышеназванных документов в личном деле она не может реализовать право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Просила обязать администрацию Соломенского сельсовета Степновского района Ставропольского края включить Сухорукову Т.Н, "... " года рождения, в сводный список состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учет 26 февраля 2003 г, включить в сводный список состоящих на учете для получения жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки на учет 26 февраля 2003 г. членов её семьи, состоящей из Сухорукова А.М, "... " года рождения, Сухорукова С.А, "... " года рождения, Сухорукова Н.А, "... " года рождения, зарегистрированных по адресу: Ставропольский край, Степновский район, с. Соломенское, "... " (л.д. 3-5).
Решением Степновского районного суда Ставропольского края от 11 октября 2018 года исковые требования Сухоруковой Т.Н, Сухорукова А.М, Сухорукова С.А, Сухорукова Н.А. к администрации муниципального образования села Соломенское Степновского района Ставропольского удовлетворены.
На администрацию муниципального образования села Соломенское Степновского района Ставропольского края возложена обязанность включить Сухорукову Т.Н, "... " года рождения, в сводный список состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учет 26 февраля 2003 г, включить в сводный список состоящих на учете для получения жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки на учет 26 февраля 2003 г. состав её семьи: Сухорукова А.М, "... " года рождения, Сухорукова С.А, "... " года рождения, Сухорукова Н.А, "... " года рождения, зарегистрированных по адресу: Ставропольский край, Степновский район, с. Соломенское, "... ".
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Панкратова Д.А. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным.
Семья Сухоруковой Т.Н. в составе 4 человек была включена в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2018 г. под N "... ", дата постановки на учет 26 февраля 2003 г.
Сертификат на имя Сухоруковой Т.Н. оформлен не был ввиду получения министерством уведомления от администрации от 13 июля 2018 г. N "... " об ошибочном внесении семьи истца в список граждан-участников указанной выше подпрограммы на 2018 г.
Вопросы формирования учетного дела, ежегодная перерегистрация граждан, обновление документов в соответствии с требованиями действующего законодательства, предоставление на проверку в министерство с последующей выдачей сертификатов гражданам, заполнение оборотной стороны бланка, хранение учетного дела и предоставление его по требованию уполномоченным контролирующим органам всех уровней, в том числе федерального, находятся в ведении органа местного самоуправления, в котором гражданин состоит в очереди на улучшение жилищных условий.
Таким образом, выдача семье Сухоруковой Т.Н. сертификата будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств.
Считает, что действиями министерства права и законные интересы истцов не нарушены, а заявленные исковые требования не подлежали удовлетворению.
Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального образования села Соломенское Степновского района Ставропольского края Цибрий А.В. указывает, что вопреки доводам апелляционной жалобы решение суда не обязывает администрацию муниципального образования села Соломенское включить семью истца в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в 2018 г. Список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется до 1 августа года, предшествующего планируемому.
Считает, что выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств; все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Полагает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу Сухорукова Т.Н, Сухоруков А.М, Сухоруков С.А, Сухоруков Н.А. просят оставить решение суда без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Указывают, что их исковые требования заключались во включении их семьи в сводный список состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, дальнейшее решение о выдаче им сертификата будет основано на тех документах, которые будут поданы администрацией муниципального образования села Соломенское в сроки, установленные федеральным и региональным законодательством.
Истцы Сухоруков А.М, Сухоруков С.А, Сухоруков Н.А. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается имеющейся в материалах дела информацией отслеживания почтовых отправлений.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не предоставили и не просили об отложении дела слушанием.
Принимая во внимание, что истцы надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Гражданского процессуального кодекса РФ), в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Панкратову Д.А, действующую по доверенности, поддержавшую доводы и требования апелляционной жалобы, истицу Сухорукову Т.Н. и представителя ответчика администрации муниципального образования села Соломенское Степновского района Ставропольского края Цибрий А.В, действующего по доверенности, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения вынесенного по делу решения, в связи со следующим.
Судом установлено, что истица Сухорукова Т.Н. принята на учет в качестве вынужденного переселенца 25 июня 1998 г, с присвоением номера личного дела вынужденного переселенца "... ", что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца (л.д. 31-35).
Срок действия статуса вынужденного переселенца неоднократно продлевался, начиная с 25 июня 1998 г, в настоящее время продлен до 25 июня 2019 г.
Сухоруковой Т.Н. и членам её семьи во временное владение и пользование предоставлено жилое помещение, общей площадью 158,0 кв.м, расположенное по адресу: Ставропольский край, Степновский район, с. Соломенское, "... ", в подтверждение чего в материалы дела предоставлены копии договоров найма жилого помещения от 14 июня 2017 г, от 09 мая 2009 г, от 10 марта 2004 г.
Истцы Сухорукова Т.Н, Сухоруков A.M, Сухоруков С.А. и Сухоруков Н.А. зарегистрированы и по настоящее время проживают по адресу: Ставропольский край, Степновский район, с. Соломенское, "... ".
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из сводного списка вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, сформированного в 2005 г, по муниципальному образованию с Соломенское Степновского района Ставропольского края Сухорукова Т.Н. и члены её семьи состоят на учете с 26 февраля 2003 г.
Сухорукова Т.Н. и члены её семьи значились в сводном списке граждан подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. по состоянию на 2018 г, откуда исключены в связи с получением министерством строительства и архитектуры Ставропольского края уведомления от администрации муниципального образования села Соломенское Степновского района Ставропольского края о том, что Сухорукова Т.Н. включена в сводный список граждан - участников подпрограммы ошибочно.
Удовлетворяя исковые требования Сухоруковой Т.Н, Сухорукова А.М, Сухорукова С.А. и Сухорукова Н.А. о включении в сводный список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции исходил из доказанности факта постановки истицы и членов ее семьи, как граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев, на улучшение жилищных условий по соответствующему основанию. Как указано судом, Сухорукова Т.Н, поставленная на жилищный учет 26 февраля 2003 г, и состоявшая в сводном списке вынужденных переселенцев с датой постановки - 26 февраля 2003 г, исключена из списка в связи с не сохранением документов личного дела в Соломенском сельском совете, что нарушает права истцов на улучшение жилищных условий посредством получения государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, основанными на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и на правильном применении нормативных правовых актов, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации устанавливает Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1"О вынужденных переселенцах" (далее по тексту - Закон о вынужденных переселенцах).
Статьей 5 Закона о вынужденных переселенцах определено, что решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 2); лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей (абзац первый пункта 3); статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет (абзац первый пункта 4).
Согласно подпунктам 2 и 4 пункта 1 статьи 7 Закона о вынужденных переселенцах федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности, предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (здесь и далее правовые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеет ряд категорий граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к числу которых отнесены граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы установлено, что формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Данным Постановлением также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с подп. б) п. 17 вышеуказанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил: проживающие с гражданином - участником основного мероприятия независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно пунктам 19, 21, 24, 26 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, а также предоставляют определенный подпунктом "д" пакет документов, по результатам проверки которых принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его.
Принимая во внимание, что Сухорукова Т.Н, в установленном законом порядке признанная вынужденным переселенцем, и члены ее семьи с 2003 г. состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, являлись участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", до настоящего времени не обеспечены постоянным жильем на территории РФ, обязательства государства по обеспечению жильем в отношении Сухоруковой Т.Н. и членов ее семьи не исполнены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для включения истцов в сводный список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку фактически Сухорукова Т.Н. исключена из сводного списка граждан - участников подпрограммы на основании письменного обращения главы администрации муниципального образования села Соломенское Степновского района Ставропольского края Зайцева Е.В, уведомившего министерство об отсутствии пакета документов в отношении истицы.
Между тем, в установленном законом порядке решение об исключении истицы из списков участников названной Программы, либо о снятии с учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, не принималось.
Как видно из материалов гражданского дела Сухорукова Т.Н. продолжает состоять на данном учете, нуждаясь в обеспечении жилым помещением, и имеет право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Данные обстоятельства никем из участников судебного разбирательства не оспариваются.
Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Панкратовой Д.А. о том, что семья истицы исключена из сводного списка не произвольно, а на основании соответствующего заявления орган местного самоуправления, не влекут отмену решения, так как не меняют правовой судьбы рассматриваемого вопроса.
Доводы жалобы о том, что решение суда повлечет незаконное расходование бюджетных средств также несостоятельны, поскольку судом установлен факт постановки истицы, имеющей статус вынужденного переселенца, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о включении истицы и членов ее семьи в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. будет приниматься компетентным органом после проверки требуемых законом документов.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Степновского районного суда Ставропольского края от 11 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Панкратовой Д.А.
- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.