Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Николаевой Т.В,
судей Орловой Л.В. и Кузиной Т.М,
при секретаре Бочкаревой В.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоноговой Е.А. к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
по апелляционной жалобе Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании ордера (номер изъят) ей было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес изъят). Указанный жилой дом 09.03.2006 уничтожен огнем. Другого жилья для проживания она не имеет и не имела.
Со ссылкой на положения статей 57, 86, 87, 89 ЖК РФ истец просила суд обязать Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска предоставить ей вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Усть-Илимск, жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте г. Усть-Илимска, общей площадью не менее 27 кв.м.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июля 2018 года исковые требования Белоноговой Е.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска - Николаева И.В. просит отменить данное судебное решение, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы указано, что у Департамента отсутствует обязанность по предоставлению истцу и членам её семьи жилого помещения, поскольку решение по вопросу о соответствии установленным требованиям занимаемого ранее семьей истца помещения (адрес изъят) не принималось, действия (бездействие) органа местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным не обжалованы и незаконными не признаны, истец и члены её семьи на учете в Департаменте в качестве малоимущих, нуждающихся в жилом помещении, не состоят. Кроме того, следует учесть, что на момент пожара в 2006 году, дом (адрес изъят) являлся общежитием.
Таким образом, суд, приняв на себя данную компетенцию, безосновательно пришел к выводу о том, что истец и члены её семьи не могут себя обеспечить самостоятельно жилым помещением, не представив мотивированных расчетов в решении. Также суд при рассмотрении дела не учел имущественное и материальное положение члена семьи У. В.А.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, поступивших от истца Белоноговой Е.А, содержится просьба об оставлении оспариваемого ответчиком судебного решения без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается сведениями сайта "Почта России" и распиской. О причинах неявки сведений не представлено. Судебная коллегия рассмотрела дело согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В, пояснения истца Белоноговой Е.А, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, наниматель Белоногова Е.А. и члены ее семьи занимали секцию в общежитии, состоящую из двух жилых комнат, общей площадью 27 кв.м, в расположенном по адресу: (адрес изъят), на условиях договора социального найма жилого помещения, что подтверждено копией ордера (номер изъят) от (дата изъята) (л.д. 7).
Согласно справке от 12.03.2006, выданной начальником территориального отдела ГПН по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, 09.03.2006 в доме, расположенном по адресу: (адрес изъят), произошел пожар, в результате которого здание общежития огнем уничтожено полностью. Огнем уничтожена секция (номер изъят) и имущество, находившееся в ней.
Аналогичные сведения содержатся в справке (номер изъят) от 26.04.2018, выданной начальником территориального отдела ГПН по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району (л.д.8).
Согласно ответу ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" (номер изъят) от 20.06.2018, на архивном хранении документы на жилой дом, расположенный по адресу: (адрес изъят), и на квартиру (номер изъят) в указанном доме, отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования о внеочередном предоставлении жилого помещения, суд исходил из того, что многоквартирный дом, в котором находилось жилое помещение по договору социального найма, занимаемое истцом Белоноговой Е.А, уничтожен огнем полностью, у истца и членов её семьи отсутствует иное жилое помещение по договору социального найма, на праве собственности, самостоятельно они не могут себя обеспечить жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с удовлетворением судом исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что многоквартирный дом не включен в перечень объектов аварийного жилищного фонда г. Иркутска, спорное жилое помещение не признано не пригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, в связи с чем, отсутствуют основания для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, судебная коллегия находит не заслуживающими внимания, поскольку судом установлено, что многоквартирный дом, в котором находилось спорное жилое помещение, занимаемое истцом, полностью уничтожен огнем.
Не принимаются во внимание судебной коллегией и доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца Белоноговой Е.А, права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в связи с тем, что на момент пожара в 2006 году, дом (адрес изъят) являлся общежитием, поскольку утрата жилого помещения в результате пожара, не лишает истца и членов её семьи права на предоставление иного другого жилогопомещения, занимаемого по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца Белоноговой Е.А. права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку ни она, ни члены ее семьи У. В.А, Белоногов Н.А. не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не признаны малоимущими, не влекут отмену судебного решения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении 376-О-П, реализуя конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определениях (от 05.03.2009 N 376-О-П, от 03.11.2009 N 1368-О-О, от 19.10.2010 N 1328-О-О, от 26.05.2011 N 643-О-О, от 21.12.2011 N 1655-О-О).
Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.
При решении данного вопроса, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Наличие малоимущности для целей предоставления жилого помещения по договору социального найма может быть проверено в соответствии с критериями, предусмотренными Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 125-оз "О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области", регулирующего сходные правоотношения (то есть для случаев предоставления жилых помещений по договору социального найма из муниципального жилищного фонда).
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 125-оз "О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области" малоимущие граждане - граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - органы местного самоуправления) в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 125-оз "О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области" граждане признаются малоимущими, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет, меньше рыночной стоимости приобретения жилого помещения, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что истец в составе семьи из трех человек состоит на учете в списке граждан, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений (пострадавших в результате стихийного бедствия (пожара), утверждённого приказом Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска от 25.12.2017 (номер изъят), малоимущей истец не признана.
Учитывая, что суд первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не предложил истцу представить доказательства того, что она и члены её семьи в соответствии с критериями, предусмотренными Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 125-оз, являются малоимущими и нуждаются в жилом помещении, суд апелляционной инстанции, в соответствии с ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторно рассматривая дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 этого Кодекса и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 29 Постановления Пленума от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", восполняя указанное, предложил истцам предоставить дополнительные (новые) доказательства в подтверждение этих юридически значимых обстоятельств.
Из представленных в апелляционную инстанцию доказательств следует, что истец с членами ее семьи У. В.А, Белоноговым Н.А. прописаны по адресу сгоревшего жилого помещения, иного жилого помещения для проживания не имеют, не имеют в собственности имущества, подлежащего налогообложению, получателями пенсий, пособий, иных выплат не являются, их доход семьи за три года состоит из заработной платы Белоноговой Е.А. и У. В.А. и составляет меньше рыночной стоимости приобретения жилого помещения, сложившейся в городе Усть-Илимске Иркутской области, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, что подтверждается советующими справками государственных органов.
Постановлением администрации города Усть-Илимска от 22 февраля 2018 года N 86 на 2018 год установлена стоимость одного квадратного метра при приобретении жилья на вторичном рынке в размере 28175 руб.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что жилой дом, в котором расположено жилое помещение, занимаемое по договору социального найма истцом Белоноговой Е.А. и членами ее семьи, уничтожено пожаром, при этом они не имеют для проживания иного другого жилого помещения, кроме того, представленными доказательствами подтверждена малоимущность истцов, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 27 кв.м, в черте населенного пункта г. Усть-Илимск Иркутской области, не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для отмены решения суда, проверенного в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Т.В. Николаева
Судьи
Л.В. ОрловаТ.М. Кузина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.