Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г,
судей Гусаровой Л.В, Каракич Л.Л,
при секретаре судебного заседания Шеине М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скидана Ю.В. к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Иркутского областного суда от 12 сентября 2018 г,
установила:
в обоснование административных исковых требований указано, что Скидан Ю.В. является собственником нежилых зданий и помещений, расположенных на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым "номер изъят" по "адрес изъят", площадью 12 790,00 кв.м. с разрешенным использованием: размещение объектов деревоперерабатывающего и вспомогательного производства, который принадлежит Российской Федерации на праве собственности, о чем в ЕГРП сделана запись о регистрации от 10.08.2017 г. "номер изъят".
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.05.2018 кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 07.08.2013 составляет 15 476 923,20 рублей.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился к независимому оценщику ООО "Центр экспертизы и управления собственностью".
Согласно отчету от 14.12.2017 г. N 115к/2017 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов деревоперерабатывающего и вспомогательного производства, общей площадью 12 790,00 кв.м, "адрес изъят", кадастровый "номер изъят", рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 7 августа 2013 года составляет 3 870 000,00 рублей.
21.12.2017 административной истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении в отношении вышеуказанного земельного участка его рыночной стоимости.
Решением от 18.01.2018 г. N 1.12 Комиссии по рассмотрению споров заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" отклонено со ссылкой на нарушение требований статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - непредставление в Комиссию согласия собственника земельного участка с кадастровым на проведение оценки.
Между тем, административный истец 17.11.2017 письменно обратился к собственнику земельного участка в лице МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае с просьбой согласовать независимую оценку рыночной стоимости земельного участка. На данное обращение поступило письмо от 07.12.2017 г. N 6-38/15979, которое не содержит ответа по существу обращения в той части, в которой административный истец испросил согласие у собственника на проведение независимой оценки земельного участка. По мнению административного истца, необоснованное оставление без ответа названной просьбы нарушает его права произвести оценку рыночной стоимости земельного участка, который он эксплуатирует.
Административный истец указывает, что установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, имеет для него существенное значение, поскольку, являясь лицом, обладающим правом преимущественного выкупа земельного участка, кадастровая стоимость которого может быть существенно завышена, он необоснованно понесет дополнительные расходы при выкупе земельного участка.
С учетом уточнений административного искового заявления, Скидан Ю.В. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов деревоперерабатывающего и вспомогательного производства, площадь 12 790,00 кв.м, "адрес изъят", кадастровый "номер изъят", равной его рыночной стоимости 3 811 420,00 рублей, по состоянию на 07.08.2013.
Решением Иркутского областного суда от 12.09.2018 административные исковые требования Скидина Ю.В. удовлетворены частично.
Суд установилкадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов деревоперерабатывающего и вспомогательного производства, площадь 12 790,00 кв.м, "адрес изъят", кадастровый "номер изъят", равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 августа 2013 года в размере 3 811 420,00 (три миллиона восемьсот одиннадцать тысяч четыреста двадцать) рублей.
Установил, что датой обращения Скидана Ю.В. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" является 21.12.2017, датой обращения Скидана Ю.В. в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной земельного участка с кадастровым "номер изъят" является 22.06.2018.
Отказал в удовлетворении административных исковых требований Скидана Ю.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае в лице представителя по доверенности Корчебной Е.В. обратилось с апелляционной жалобой, указав в обоснование доводов к отмене решения суда и принятия по делу нового решения на неверную оценку судом правовой позиции Территориального органа и обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что Территориальный орган информировал административного истца об установленном порядке определения выкупа земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также о размере цены выкупа земельного участка равного его кадастровой стоимости - 15 476 923, 20 рублей.
Обращает внимание, что определенная выкупная цена земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере его кадастровой стоимости соответствует требованиям п. 2 ст. 29.4 ЗК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов". А указанный порядок расчета цены продажи земельного участка утверждён Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав объяснения представителя административного истца Скидана Ю.В. по доверенности Конякина В.А, согласившегося с решением суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость.
В силу ч. 4 ст. 24.18 указанного Закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Удовлетворяя требование административного истца в части, суд обоснованно исходил из того, что Скиданом Ю.В. в порядке ст. 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) доказан размер рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 07.08.2013, отличный от кадастровой стоимости участка, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2015 N 517-пп.
Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В результате проведения независимой экспертизы, суду представлено заключение эксперта N 1073/4-4 от 13.08.2018, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 07.08.2013 составила 3 811 420,00 руб.
Каких-либо доказательств, опровергающих достоверность указанной экспертизы, административными ответчиками, заинтересованными лицами в порядке, установленном статьи 56 КАС РФ, в суде первой инстанции, не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что определенная выкупная цена земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере его кадастровой стоимости соответствует требованиям п. 2 ст. 29.4 ЗК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов", не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта по данному делу, поскольку право определить кадастровую стоимость земельного участка в размере равной его рыночной стоимости принадлежит административному истцу и не может быть произвольно ограничено.
Исходя из положений статей 65 и 66 ЗК РФ, статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03.07.2014 N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в порядке индивидуальной оценки.
Следовательно, достоверность кадастровой стоимости земельного участка, установленной на основании отчета о результатах государственной кадастровой оценки, не подлежит проверке при рассмотрении дела по заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости. Предметом настоящего дела является рыночная стоимость земельного участка, определенная в индивидуальном порядке по состоянию на 07.08.2013, независимо от результатов его массовой оценки.
Кроме того, заключение эксперта N 1073/4-4 от 13.08.2018, которым определена рыночная стоимость земельного участка, не опровергнуто; доказательств, опровергающих изложенные в заключении эксперта выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
Поскольку судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, а доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на нарушения, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Иркутского областного суда от 12 сентября 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Л.В. Гусарова
Л.Л. Каракич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.