Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Козловой Е.В,
судей Кулакова А.В, Роднянской М.А.
при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
10 января 2019 года
по докладу судьи Роднянской М.А.
дело по апелляционному представлению заместителя Торжокского межрайонного прокурора Поповича А.В. на решение Торжокского городского суда Тверской области от 06 ноября 2018 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Торжокского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к колхозу "Родина", администрации муниципального образования Торжокского района Тверской области о признании отсутствующим факта перевода земельных участков с кадастровыми номерами N из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения", признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N, с присвоением категории "земли сельскохозяйственного назначения", изменив ее на "земли лесного фонда", отказать."
Судебная коллегия
установила:
Торжокский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к колхозу "Родина" и просит признать отсутствующим факт перевода земельных участков в кадастровыми номерами N из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения", признать недействительной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N, с присвоением категории "земли сельскохозяйственного назначения", изменив ее на "земли лесного фонда".
В обоснование исковых требований ссылается на то, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами N согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Торжокской межрайонной прокуратурой совместно с ГКУ Тверской области "Торжокское лесничество", покрыты лесами, средний возраст которых составляет 80 лет, и обладают признаками защитных, то есть - особо ценных лесов.
В соответствии со статьями 3 и 4 Основ лесного законодательства СССР, утвержденных законом СССР от 17.06.1977, леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия в прямой или скрытой форме, нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются. Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из: лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственный органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных в бессрочное пользование.
В соответствии с Основами земельного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных законом СССР от 13.12.1968, землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.
В соответствии с п.1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 N144, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР.
Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
Согласно п.5 Положения колхозные леса по решению Совета Министров союзной республики и с согласия общего собрания членов колхоза могут быть переданы полностью или частично в ведение государственных органов лесного хозяйства. Для правильной организации хозяйства в колхозных лесах производится их лесоустройство с составлением перспективных планов ведения лесного хозяйства, утверждаемых областными (краевыми) управлениями сельского хозяйства, министерствами сельского хозяйства автономных республик или министерствами сельского хозяйства союзных республик, не имеющих областного деления, по согласованию с соответствующими органами лесного хозяйства (п.8 Положения).
В соответствии с п. 23 Положения перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы допускался лишь в исключительных случаях.
Перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы разрешается Советами Министров союзных республик, а в колхозных лесах второй группы - облисполкомами, крайисполкомами, Советами Министров автономных республик или Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления.
В соответствии с положениями Земельного Кодекса РСФСР (в редакции от 01.07.1970) вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который подразделялся в соответствие с основным целевым назначением земель на: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли государственного лесного фонда и др. (статьи 4,5).
Согласно ст. 113 ЗК РСФСР землями государственного лесного фонда признавались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Порядок пользования землями государственного лесного фонда определяется законодательством Союза ССР и РСФСР.
Земли государственного лесного фонда используются предприятиями, организациями и учреждениями для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок. Для иных нужд земли государственного лесного фонда могут использоваться, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.
В соответствии с п.3 Положения лесное хозяйство в колхозах является отраслью общественного хозяйства и служит для дальнейшего развития и подъема сельскохозяйственного производства; колхозные леса выполняют полезащитные, противоэрозионные; водоохранные и другие функции. Вместе с тем они предназначены для удовлетворения потребностей общественного хозяйства колхозов и нужд колхозников в древесине, для осуществления побочных пользований и развития лесных промыслов.
Пользование и ведение хозяйства в колхозных лесах первой и второй групп осуществляются в порядке, установленном соответственно для лесов государственного значения первой и второй групп (п. 4 Положения).
Исходя из системного толкования указанных выше норм, действовавших до переходного периода, земли, покрытые лесами и предоставленные в фактическое пользование колхозам, являлись частью лесного фонда, находящегося в исключительной собственности государства.
25 апреля 1991 года Законом N1103-1 принят Земельный Кодекс РСФСР, статьей 20 которого была определена компетенция районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений.
К ведению районных (городских) Советов народных депутатов было отнесено предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование, передача в собственность и в аренду в соответствии со ст.23, 58 и 59 ЗК РСФСР 1991 г.
В силу ст.94 ЗК РСФСР 1991 года землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27.12.1991 N323 издано постановление Правительства РФ от 29.12.1991 N96 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", в соответствии с которым совхозы и колхозы были обязаны до 1 января 1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В соответствии с п.4 указанного постановления Правительства районные и внутрихозяйственные комиссии обязаны были провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
В целях подготовки к реализации данного постановления были разработаны рекомендации по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов от 27.02.1992.
Согласно указанным рекомендациям в целях подготовки предложений органам местной администрации для принятия решений по предоставлению земель в собственность, аренду и обоснования перераспределения земель в ходе реорганизации минхозов и совхозов разрабатываются проекты землеустройства (перераспределения земель) колхозов и совхозов.
Основными задачами проекта являются разграничение земель, находящихся в постоянном пользовании колхозов и совхозов, с установлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно и остающихся в государственной собственности.
При разработке проекта землеустройства используются материалы ранее проведенных работ по составлению схем землеустройства административных районов, проекты внутрихозяйственного землеустройства, мелиорации, защиты почв от эрозии и охране природы, почвенного, геоботанического и других обследований, земельно-учетные данные и архитектурно-планировочная документация, материалы геологических взысканий и лесоустройства, планово-картографические материалы по хозяйству и административному району. Таким образом, в процессе работы по перераспределению земель районные комиссии определяли земельные участки, передаваемые гражданам в общедолевую собственность и в собственность сельскохозяйственных предприятий (сельскохозяйственные угодья), земли, подлежащие передаче в ведение сельских Советов, земли лесного фонда и т.д.
Учитывая изложенное, исходя из данных, приложенных к исковому заявлению документов (Государственный акт N14, выкопировки из плана земель колхоза "Родина", землеустроительное дело по выдаче Госакта, акт осмотра земельных участков, выписки из ЕГРН с описанием местоположения земельных участков, сведения о характерных точках границ образуемых земельных участков) достоверным является тот факт, что спорные земельные участки были предоставлены колхозу "Родина" в бессрочное (постоянное) пользование из земель государственного лесного фонда, об указанном также свидетельствует их фактическое целевое назначение.
Вместе с тем, земельные участки с кадастровыми номерами N поставлены на учет ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, с присвоением категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для ведения сельского хозяйства", на что законных оснований не имелось.
Какие-либо свидетельства перевода спорных земельных участков из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения отсутствуют. В силу ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую, осуществляется Правительством Российской Федерации. Органами государственной власти на основании ст. 15 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" решение о переводе спорного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения также не принималось.
Спорные земельные участки ранее относились к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения Единый государственный лесной фонд, изначально на момент их предоставления колхозу "Родина" были покрыты лесами, так, например, на момент их переоформления в начале 90-х годов (учета регистрации за колхозом) средний их возраст составлял 60 лет, а средняя высота деревьев достигла 24 метров, диаметр - более 24 сантиметров. Назначение земельных участков как земель лесного фонда с момента их предоставления колхозу не изменялось и до настоящего времени сохранено. Земельные участки фактически являются землями лесного фонда.
Таким образом, кадастровый учет земельных участков N как земель сельскохозяйственного назначения нельзя признать законным и обоснованным.
Тот факт, что землям лесного фонда при постановке на кадастровый учет указана категория - земли сельскохозяйственного назначения, не изменяет правового режима данных земель как земель лесного фонда. Законных оснований для присвоения таким землям категории земель сельскохозяйственного назначения не имелось.
Более того, поскольку колхозные леса, предоставленные колхозам в бессрочное пользование, Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года были отнесены к Единому государственному лесному фонду, распоряжение которым осуществлялось в соответствии с законодательством Союза ССР (ЗК РСФСР 1970 года), принятыми в переходный период нормативными актами, государственная собственность на лесной фонд не отменялась, отнесение лесного фонда к федеральной собственности было закреплено в ст. 19 Лесного Кодекса РФ 1997 года, и Лесным Кодексом РФ 2007 года (ст. 8), следовательно, в указанный период органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению участками лесного фонда не наделялись.
В качестве уточнения к исковому заявлению Торжокский межрайонный прокурор дополнительно указал, что в соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих прав или создающих угрозу его нарушения.
Лес в качестве одной из разновидностей природных объектов, понятие которых раскрыто в содержащем общие для экологического законодательства нормы Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (статья 1), определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт, и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, а лесное законодательство, в свою очередь, регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Так, в целях сохранения благоприятной окружающей среды, учитывая в этой связи основополагающую роль лесов, земли, покрытые лесом, наделяются специальным правовым режимом, обеспечивающим его защиту. Никакой иной режим использования земель не может в полной мере гарантировать сохранность лесов, как одного из важнейших средобразующих компонентов, определяющих благоприятные условия для развития человека. Перевод же земель из одной категории в другую влечет изменение правового режима, предъявляемого к содержанию и использованию земельного участка.
Соответственно, самовольное, в нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, изменение целевого назначения земельных участков покрытых лесом (КН N), выразившиеся в присвоении им категории "земли сельскохозяйственного назначения" при постановке на кадастровый учет, создало угрозу нарушения конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, связанных с сохранностью лесов, произрастанием их как таковых на территории России.
Инициатором постановки на кадастровый учет указанных земельных участков с категорией "земли сельскохозяйственного назначения" выступил правообладатель - колхоз "Родина", при том, что такой правовой режим земель, покрытых вековыми лесами, не соответствует их фактическому изначально сложившемуся целевому назначению, предполагает виды использования, несовместимые с интересами лесного хозяйства.
В целях уточнения основания иска, Торжокский межрайонный прокурор указал, что постановка на государственный кадастровый учет земельных участков носит заявительный характер, инициируется правообладателем (ч. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Так, по заявлению колхоза "Родина" на государственный кадастровый учет под номерами N поставлены земельные участки с указанием категории "земли сельскохозяйственного назначения", что не соответствовало их фактическому целевому назначению, для которого они предоставлялись колхозу. При этом, процедура перевода земель из одной категории в другую, колхозом, как заинтересованным лицом, инициирована не была. Порядок использования спорных земельных участков был определен "Положением о колхозных лесах", утвержденным постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 N144, который соответствует режиму, предъявляемому к категории земель лесного фонда. Факт произрастания вековых лесов на данных земельных участках, свидетельствующий о соответствующем целевом назначении земель, был известен представителям колхоза "Родина" из документов землеустройства (перераспределения земель), на основании которых колхозу выдан государственный акт на право пользование землей с графическим планом земель колхоза.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, администрация муниципального образования Торжокского района Тверской области.
Определением Торжокского городского суда Тверской области от 10 октября 2018 года по ходатайству процессуального истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Торжокского района Тверской области.
Представитель истца Попович А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, указанные в иске.
Законный представитель ответчика - колхоза "Родина" - Воронин Э.В. в судебном заседании участия не принял, представив ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие с участием представителей Васильевой Р.А. и Манторова В. А.
Представители ответчика - колхоза "Родина" - Васильева Р.А. и Манторов В.А. исковые требования не признали.
Представитель ответчика, администрации Торжокского района Тверской области в судебном заседании участия не принял, представив отзыв на исковое заявление, в котором указал, что довод Торжокской межрайонной прокуратуры о необоснованном указании категории земель земельного участка с кадастровым номером N как земли сельскохозяйственного назначения необоснован. Просят дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации Торжокского района Тверской области.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебном заседании участия не принял, представив ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, указав, что изменение категории у земельных участков с кадастровыми номерами N с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли лесного фонда" будет противоречить нормам действующего законодательства и способу образования указанных земельных участков. В данном случае, если будет доказано, что земельные участки с кадастровыми номерами N территориально расположены на землях лесного фонда, то необходимо указанные земельные участки снять с кадастрового учета и признать право собственности отсутствующим на них. Также Учреждение обращает внимание на то, что постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N носила законный порядок. Органу кадастрового учета были предоставлены все необходимые документы для постановки на кадастровый учет и законных оснований для отказа в постановке у Учреждения не имелось.
Представитель Министерства лесного хозяйства в судебном заседании участия не принял, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, сообщил, что земельные участки с кадастровыми номерами N не относятся к землям лесного фонда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении на решение суда заместитель Торжокского межрайонного прокурора Попович А.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что согласно пункту 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, к которой относится спорный земельный участок N.
В соответствии с государственным актом N от ДД.ММ.ГГГГ года данный земельный участок предоставлен колхозу "Родина" в бессрочное (постоянное) пользование, которое относится к правам на землю, не предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных ВС РФ 06.03.1993 N4613-1 закреплено, что лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства; во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
Федеральным законом от 25.10.2001 N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указанное право, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется, одновременно возлагая на юридических лиц обязанность его переоформления на право аренды земельных участков или приобретения их в собственность (пункты 1, 2 статьи 3).
Колхозом "Родина" такая обязанность не исполнена, никаких прав в отношении спорного земельного участка N не регистрировалось, тогда как, исковое требование о необходимости присвоения данному земельному участку категории "земли лесного фонда" исключает его приобретение в собственность, сохраняя, при наличии соответствующего волеизъявления, возможность оформления аренды, в том числе для ведения сельского хозяйства (положения Лесного кодекса Российской Федерации об аренде лесных участков).
Таким образом, оспаривание права бессрочного (постоянного) пользования колхоза "Родина" в отношении земельного участка N, предоставляющего возможность его переоформления, приведения в соответствие с действующим законодательством, безосновательно.
Само содержание права колхоза "Родина" в отношении указанного земельного участка N, которое, по мнению суда, подлежит оспариванию, не может быть затронуто изменением его категории в соответствие с фактическим целевым назначением.
Исковые требования истца направлены на восстановление правового режима использования земельных участков N, N обеспечивающего сохранность леса. В целях обеспечения благоприятной окружающей среды, учитывая в этой связи основополагающую роль лесов, земли покрытые лесом наделяются специальным правовым режимом, обеспечивающим его защиту. Никакой иной режим использования земель не может в полной мере гарантировать сохранность лесов, как одного из важнейших средообразующих компонентов определяющих благоприятные условия для развития человека.
Само по себе содержание того или иного вида вещного права, его форма, не определяют в данном случае правовой режим использования объектов вещного права.
Именно присвоение спорным земельным участкам категории "земли сельскохозяйственного назначения" при постановке на кадастровый учет, создало угрозу нарушения конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, связанных с сохранностью лесов, произрастанием их как таковых на территории России.
Также требует разрешения факт того, что суд, делая вывод об отсутствии спора относительно изначального предоставления спорных земельных участков колхозу для ведения сельского хозяйства, не учел заявленные основания иска в части того, что колхозные леса, предоставленные колхозам в бессрочное пользование, Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года были отнесены к Единому государственному лесному фонду, распоряжение которым осуществлялось в соответствие с законодательством Союза ССР (ЗК РСФСР 1970 года), принятыми в переходный период нормативными актами государственная собственность на лесной фонд не отменялась, отнесение лесного фонда к федеральной собственности было закреплено в ст. 19 Лесного Кодекса РФ 1997 года, и Лесным Кодексом РФ 2007 года (ст.8), следовательно, в указанный период органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению участками лесного фонда не наделялись.
В силу ст.94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 N144, площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов; лесное хозяйство в колхозах является отраслью общественного хозяйства и служит для дальнейшего развития и подъема сельскохозяйственного производства (абзац 1 пункта 3); перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы разрешается Советами Министров союзных республик, а в колхозных лесах второй группы - облисполкомами, крайисполкомами, Советами Министров автономных республик или Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления (абзац 2 пункта 23).
Таким образом, леса передавались колхозам в бессрочное пользование для комплексного освоения территории в целях развития сельского хозяйства, но не для ведения такового способами несовместимыми с интересами лесного хозяйства, то есть, не изменяя категорию земли по ее целевому назначению, на которых они произрастают.
Также считает невозможным согласится с тем, что постановку спорных земельных участков на кадастровый учет в нарушение действующего на момент возникновения спорных правоотношений законодательства с присвоением категории "земли сельскохозяйственного назначения" суд причисляет к опечатке или описке. Фактически, произошло самовольное, в нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, изменение целевого назначения земель.
В представленных возражениях глава администрации Торжокского района Лашина Н.А. просила решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представитель колхоза "Родина" адвокат Манторов В.А. в возражениях просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель процессуального истца по доверенности Миронова М.С. доводы апелляционного представления поддержала. Представители колхоза ответчика - колхоза "Родина" - Васильева Р.А. и Манторов В.А, возражая против доводов апелляционного представления просили оставить решения суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 113-118 ГПК РФ, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах судебная коллегия на основании статей 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления закреплены в статье 328 ГПК РФ.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым и достаточным проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения не находит.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Торжокской межрайонной прокуратурой избранный истцом способ защиты не позволяет восстановить права и интересы неопределенного круга лиц, которые он считает нарушенными, при этом исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, предметом спора являются земельные участки с кадастровыми номерами N.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером N (дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ) имеет следующие характеристики: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; почтовый адрес ориентира: "адрес", из земель колхоза "Родина", примыкает с севера к "адрес"; площадь земельного участка "данные изъяты" кв.м, категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: земли сельскохозяйственного назначения. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "временные", дата истечения временного характера сведений ДД.ММ.ГГГГ.
В отношении земельного участка с кадастровым номером N в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости содержатся следующие сведения: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир "адрес"; участок находится примерно в 3 м по направлению на север от ориентира; почтовый адрес ориентира: "адрес", в границах колхоза "Родина", площадь земельного участка "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства, собственником земельного участка является колхоз "Родина" (вид, номер и дата государственной регистрации N ДД.ММ.ГГГГ).
Основанием возникновения права собственности колхоза "Родина" на земельный участок с кадастровым номером N явился договор купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Торжокского района Тверской области и колхозом "Родина" на основании постановления главы администрации Торжокского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О переоформлении в собственность земельных участков колхозу "Родина". Администрация Торжокского района Тверской области при этом действовала в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Из выкопировок из плана земель колхоза "Родина", содержащегося в государственном фонде данных Управления Росреестра по Тверской области, земельный участок с кадастровым номером N включает в себя следующие виды угодий: сенокос, большую часть площади составляют земли, не являющиеся сельскохозяйственными угодьями (условное обозначение - лес); земельный участок с кадастровым номером N включает в себя виды угодий: пастбище, большую часть площади составляют земли, не являющиеся сельскохозяйственными угодьями (условное обозначение - лес).
Актом проверки (осмотра) земельных участков с кадастровыми номерами N от ДД.ММ.ГГГГ заместителя Торжокского межрайонного прокурора Попович А.В. совместно с заместителем руководителя ГКУ "Торжокское лесничество" ФИО10 выявлено, что на земельных участках произрастает лес, средняя высота деревьев - 28 метров, возраст лесообразующих хвойных деревьев - 80 лет, средний диаметр - более 28 сантиметров, бонитет (качество почв) - первый, запас на 1 га составляет более 350 кубометров, класс товарности по хвойным породам - 1, состав - из 10 деревьев 10 хвойных.
Как установлено в судебном заседании, вышеуказанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером N, способ образования указанных земельных участков - раздел с измененным земельным участком. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, адрес: "адрес", в границах колхоза "Родина", категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельского хозяйства.
Государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей N от 1992 года, имеющим равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости и являющимся единственным доказательством существования такого права на земельный участок соответствующего размера в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже, подтверждено, что ранее спорные земельные участки были предоставлены колхозу "Родина" в бессрочное (постоянное) пользование для ведения сельского хозяйства (всего предоставляется "данные изъяты" гектаров земель, в том числе в коллективную совместную собственность "данные изъяты" гектаров, из них бесплатно "данные изъяты" гектаров, бессрочное (постоянное) пользование "данные изъяты" гектаров в границах, указанных на чертеже, для ведения сельского хозяйства). Из экспликации земель, предоставленных колхозу "Родина", следует, что из земель, переданных юридическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, "данные изъяты" га составляет лес, кустарники.
Распоряжением администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О переводе земель из одной категории в другую" на основании ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 N172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" земли, расположенные на территории Торжокского района Тверской области, общей площадью "данные изъяты" га, в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда. В соответствии с приложением к настоящему распоряжению в отношении колхоза "Родина" в земли лесного фонда переведены земли сельскохозяйственного назначения общей площадью "данные изъяты" га.
По сведениям Министерства лесного хозяйства Тверской области земельные участки с кадастровыми номерами N не относятся к землям лесного фонда.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании процессуальный истец пояснил, что в соответствии со своим волеизъявлением исковые требования предъявляет только к колхозу "Родина", как правообладателю спорных земельных участков и инициатору постановки их на кадастровый учет, а также администрации Торжокского района Тверской области, как стороне договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N с необоснованным указанием на его категорию как земель сельскохозяйственного назначения в обход процедуры перевода земель из одной категории в другую, на основании которого осуществлялся государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав. Привлекать иных соответчиков к участию в деле не желает.
На основании статей 68,70 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Подтверждением существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются сведения государственного кадастра недвижимости (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно пунктам "в", "д", "к" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает 7 категорий земель по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда (пункт 1 статьи 7).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 8 указанного Кодекса устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую.
Из содержания приведённой нормы следует, что критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю - федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли.
В частности, согласно абзацу первому подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Сторонами не оспаривается тот факт, что земельные участки, являющиеся предметом спора, изначально входили в состав земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование колхозу "Родина" Торжокского района для ведения сельского хозяйства.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается.
Земельный участок с кадастровым номером N приобретен юридическим лицом в собственность, земельный участок с кадастровым номером "адрес" остается у предприятия в постоянном (бессрочном) пользовании.
Исходя из позиции процессуального истца, прокурор фактически не согласен с присвоенной спорным земельным участкам категории земель и заявляет об имеющейся ошибке в документах.
Судебная коллегия полагает такой вывод суда первой инстанции правильным, основанным на нормах закона и обстоятельствах дела.
В соответствии с п.п. 1, 2, 4, 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, ошибками в государственном кадастре недвижимости являлись: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее-техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
По смыслу указанной нормы, решение суда об исправлении кадастровой ошибки должно содержать указание на то, в чем заключается кадастровая ошибка, и какие сведения должны быть внесены в кадастр.
Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года, вступившем в силу с 01 января 2017 года.
Согласно ст.1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015 государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218 - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" понятие кадастровой ошибки утратило актуальность, вместо нее используется понятие реестровой ошибки.
Согласно ч.3 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 - ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения соответствующих записей в единый государственный реестр недвижимости, поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах. Сама по себе реестровая (ранее кадастровая) ошибка не порождает споров относительно прав собственности на земельные участки, поскольку носит технический характер.
Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации упорядочивает участие прокурора в гражданском судопроизводстве, путём обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) является обеспечение восстановления нарушенного права.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.
По смыслу приведенных норм выбор способа защиты гражданских прав не может быть произвольным и определяться только мнением истца. В зависимости от характера гражданского правоотношения и нормы материального права, его регулирующей, законодатель указывает на возможность использования того или иного способа защиты гражданских прав.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Заявляя требования о признании отсутствующим факта перевода земельных участков с кадастровыми номерами N из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения", признании недействительной постановку на кадастровый учет указанных земельных участков с присвоением категории "земли сельскохозяйственного назначения", изменив ее на "земли лесного фонда", процессуальный истец, по существу оспаривая категорию земель, сведения о которой содержатся в едином государственном реестре недвижимости, не предъявляет требований об оспаривании зарегистрированного права юридического лица на спорные земельные участки, что в силу п.1 ст.1, ст. 12 Гражданского кодекса РФ свидетельствует об избрании истцом ненадлежащего способа защиты своего права, поскольку не соответствует содержанию права, о нарушении которого заявлено в исковом заявлении.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Статьей 12 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав неопределенного круга лиц. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Поскольку по существу оспаривая категорию земель, сведения о которой содержатся в едином государственном реестре недвижимости, истец не предъявляет требований об оспаривании зарегистрированного права, а предусмотренных законом оснований для выхода за пределы заявленных исковых требований у суда не имеется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом избран неверный способ защиты права, в связи с чем в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, не могут быть признаны состоятельными, поскольку установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Торжокского городского суда Тверской области от 06 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя Торжокского межрайонного прокурора Поповича А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Козлова
Судьи А.В. Кулаков
М.А. Роднянская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.