Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И,
судей Редченко Е.В, Соколовой Н.М,
при секретаре Каландаровой В.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 16 января 2019 года апелляционную жалобу Шуляк Л. И. на решение Коломенского городского суда Московской области от 19 июля 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Шуляк Л. И. к администрации Коломенского городского округа Московской области о признании незаконным бездействия по формированию земельного участка, об обязании сформировать земельный участок,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И, объяснения Шуляк Л.И. и ее представителя адвоката Обухова А.Ю, представителя администрации Коломенского городского округа Московской области Мазаевой Н.С,
установила:
Административный истец Шуляк Л.И. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику администрации Коломенского городского округа Московской области о признании незаконным бездействия по формированию земельного участка, об обязании сформировать земельный участок. Свой административный иск мотивировала теми обстоятельствами, что собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", было принято решение от 16.02.2018 г..о формировании земельного участка придомовой территории многоквартирного дома. 19.02.2018 г..она обратилась в администрацию Коломенского городского округа Московской области с заявлением о формировании земельного участка придомовой территории указанного многоквартирного дома. Письмом начальника Управления имущества и земельных отношений администрации Коломенского городского округа Московской области от 10.03.2018 г..было сообщено, что установление границ земельного участка при указанном многоквартирном доме допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а в связи с отсутствием утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории установление границ испрашиваемого земельного участка не представляется возможным. Считала, что отсутствие мероприятий по публичным слушаниям, утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под многоквартирным домом. Обязанность по составлению проекта планировки территории и проекта межевания земельного участка не входит в обязанность собственников многоквартирного жилого дома, это является обязанностью органа местного самоуправления, которому принадлежит земельный участок под многоквартирным домом.
Просила признать незаконным бездействие администрации Коломенского городского округа Московской области по не формированию земельного участка при домовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты"; возложить на администрацию Коломенского городского округа Московской области обязанность сформировать такой земельный участок.
Представитель административного ответчика администрации Коломенского городского округа Московской области административный иск не признал, ссылаясь на те обстоятельства, что установление границ земельного участка при домовладении в связи с отсутствием утвержденных проектов планировки территории и межевания территории невозможно; что формирование земельного участка под многоквартирным домом в отсутствие утвержденной документации по планировке может привести к нарушению прав смежных землепользователей.
Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области административный иск не поддержал.
Решением Коломенского городского суда Московской области от 19.07.2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Шуляк Л.И. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Разбирательством по административному делу установлено, что по адресу: "данные изъяты" расположен многоквартирный "данные изъяты" кадастровым номером "данные изъяты".
Общим собранием собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома от 15.02.2018 г. было принято решение о формировании земельного участка под многоквартирным домом.
19.02.2018 г. Шуляк Л.И, как уполномоченное общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, обратилась в администрацию Коломенского городского округа Московской области с заявлением о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом.
Письмом начальника Управления имущества и земельных отношений администрации Коломенского городского округа Московской области от 10.03.2018 г. Шуляк Л.И. было сообщено о невозможности установления границ земельного участка (формирования земельного участка) под многоквартирным домом в связи с отсутствием утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом в п.13 ст.39.29 ЗК РФ содержится положение, согласно которому особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" содержит в себе специальные нормы, определяющие момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом.
Так, в соответствии с ч.ч.3-5 указанной правовой нормы в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм поскольку местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, то именно на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом по заявлению собственников помещений в нем с учетом всех этих обстоятельств. Возможность передачи своей обязанности в указанной части на собственников помещений в таком доме действующим законодательством не предусмотрена.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе произвольно отказаться от исполнения возложенных на них в силу ч.4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" публично-правовых обязанностей, поскольку переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан исключительно с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Согласно постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 г. N 12-П федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного, в первую очередь, для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установилв ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (ч.ч.1, 2 ст.36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (ст.16).
Таким образом, действия административного ответчика по утверждению (не утверждению) схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом нельзя отождествлять с действиями, связанными с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены п.16 ст.11.10 ЗК РФ, согласно которой таковыми являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Ни одного из оснований, предусмотренных указанной нормой права, для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка административным ответчиком в оспариваемом ответе не указано.
В соответствии с ч.2 ст.37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение.
Право собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок возникает в силу закона и не может быть произвольно ограничено.
Утвержденная схема расположения земельного участка является основанием для изготовления межевого плана испрашиваемого земельного участка, для постановки его на кадастровый учет.
Из системного анализа положений п.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и ст.46 ГрК РФ следует, что отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом.
Довод административного ответчика и заинтересованного лица о том, что отсутствует возможность утверждения схемы земельного участка без учета прав смежных землепользователей, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска поскольку отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их многоквартирным домом.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Коломенского городского суда Московской области от 19 июля 2018 года отменить, принять новое решение.
Признать незаконным отказ администрации Коломенского городского округа Московской области в невозможности установления границ земельного участка при домовладении "данные изъяты" по "данные изъяты".
Обязать администрацию Коломенского городского округа Московской области сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, расположенный по адресу: "данные изъяты".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.