Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО6,
судей - ФИО6 и ФИО6,
при секретаре ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к муниципальному учреждению "Администрация с.п. Экажево" и муниципальному учреждению "Администрация Назрановского муниципального района" о признании незаконным бездействия
по апелляционной жалобе ФИО6 на решение Назрановского районного суда от 2 октября 2018 г, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО6 в административном исковом заявлении указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" Согласно выписке из постановления администрации Назрановского района от 10 октября 2006 г. N 284 "Об отводе земельного участка" и в соответствии с постановлением Правительства Республики Ингушетия от 14 сентября 2006 г. "Об изменении категории земель" земельный участок общей площадью 35 га переведен под расширение приусадебного фонда земель с.п. Экажево. Согласно письму администрации с.п. Экажево истец значится в списках выделенных земельных участков под порядковым номером 80. Земельный участок ей был выделен, однако границы участка не определены в связи с отсутствием генплана. Администрация с.п. Экажево не выдает на ее имя выписку из постановления от 10 октября 2006 г. N 284 "Об отводе земельных участков под расширение приусадебного фонда в с.п. Экажево", а также не предоставляет акт инвентаризации (акт выноса в натуру границ земельного участка на местности).
Считая действия администрации с.п. Экажево неправомерными, просила признать бездействие МУ "Администрация с.п. Экажево" незаконным и обязать выдать выписку из постановления от 10 октября 2006 г. N 284, акт выноса в натуру границ земельного участка на местности, а также определить границы земельного участка на местности на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
16 мая 2018 года административный истец дополнила заявленные требования и просила взыскать с административных ответчиков расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей и на оплату государственной пошлины в размере 2000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО6 и ее представитель ФИО6 требования поддержали по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации с.п. Экажево и МУ "Администрация Назрановского муниципального района" ФИО6 в удовлетворении административного искового заявления просила отказать, пояснив, что в администрации с.п. Экажево отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о выделении земельного участка ФИО6
Решением суда от 2 октября 2018 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО6 ставит вопрос об отмене решение суда и вынесении нового постановления об удовлетворении требований.
Муниципальное учреждение "Администрация с.п. Экажево" и муниципальное учреждение "Администрация Назрановского муниципального района", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав мнение административного истца и его представителя ФИО6, поддержавших доводы жалобы, коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Назрановского района от 10 октября 2006 г. N 284 земельный участок общей площадью 35 га отведен под расширение приусадебного фонда земель с.п. Экажево.
ФИО6 утверждает, что указанный земельный участок был разделен на земельные участки площадью каждый по 800 кв.м, которые в последующем предоставлены жителям с. "адрес", в том числе и ей, однако оформить право собственности на земельный участок не может в результате бездействия административных ответчиков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов ФИО6 бездействием административных ответчиков.
Коллегия с указанным выводом суда соглашается, поскольку в ст. 29 ЗК РФ (в редакции c 01 сентября 2006 г. по 28 октября 2006 г.) указано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 30 ЗК РФ регламентировано, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно ст. 10 Закона Республики Ингушетия от 10 октября 2006 года N 16-РЗ "О регулировании земельных отношений", действовавшего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, в Республике Ингушетия земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства или садоводства (по выбору гражданина) предоставляются бесплатно однократно гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, в случае отсутствия у них другого земельного участка, выделенного для жилищного строительства. Порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно устанавливается Правительством Республики Ингушетия.
В силу ч. 4, 5 ст. 11 Закона Республики Ингушетия от 10 октября 2006 года N 16-РЗ "О регулировании земельных отношений" предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, производится без проведения торгов (аукционов, конкурсов). Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Из письма Правительства Республики Ингушетия усматривается, что нормативно-правовой акт, устанавливавший порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, по состоянию на 2006 г. отсутствовал.
Согласно письмам комиссии по земельным вопросам N 08-02/72-РС от 22 февраля 2018 г, администрации с.п. Экажево от 28 февраля 2018 года N 132, 134 и справки от 22 августа 2017 года N 6766 ФИО6 состояла в рабочих списках граждан на выделение земельных участков по постановлению Администрации Назрановского района N 284 от 10 октября 2006 г. за порядковым N 80.
Вместе с тем, в постановлении от 10 октября 2006 г. N 284 указано лишь на отведение земельного участка общей площадью 35 га под расширение приусадебного фонда из земель поселений с. Экажево в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия" от 14 сентября 2006 года N 136 "Об изменении категории земель"
Указывая на отсутствие в постановлении Правительства Республики Ингушетия от 10 октября 2006 г. N 284 сведений о выделении земельного участка какому-либо физическому лицу, суд первой инстанции пришел в правильному выводу, что при отсутствии в постановлении информации, касающейся ФИО6, оснований для выдачи ФИО6 выписки из указанного постановления не имеется.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции истец и ее представитель ФИО6 пояснили, что запись о наличии у ФИО6 земельного участка в похозяйственную книгу администрации не вносилась.
Соответственно довод жалобы о незаконности вывода суда об отсутствии доказательств выделения ФИО6 земельного участка несостоятелен.
Представленное суду апелляционной инстанции решении Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 6 марта 2008 г. по делу по иску ФИО6 к администрации с.п. Экажево Назрановского муниципального Республики Ингушетия о признании права собственности на земельный участок, на которое ссылается сторона истца в обоснование своих доводов, не может иметь преюдициального значения, поскольку этим постановлением не установлены обстоятельства выделение земельного участка ФИО6, а лишь опровергнуты притязания другого лица на оспариваемый земельный участок.
Таким образом, доказательств, подтверждающих выделение ФИО6 земельного участка, общей площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", суду не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы по своей правовой сути аналогичны доводам, изложенным в административном иске, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Назрановского районного суда от 2 октября 2018 г. по административному делу по административному иску ФИО6 к муниципальному учреждению "Администрация с.п. Экажево" и муниципальному учреждению "Администрация Назрановского муниципального района" о признании незаконным бездействия оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.