Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.,
при секретаре Гаймалеевой А.Т,
с участием Искакова И.С. - лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
Лебединцева В.А. - защитника Искакова И.С. - лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
в отсутствие должностного лица УУП и ПДН ОМВД РФ по Хайбуллинскому району,
извещенного о дате судебного заседания надлежащим образом,
восстановив Искакову И.С. процессуальный срок на обжалование постановления,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Искакова И.С. на постановление судьи Зилаирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июля 2018 года, которым:
Искаков Ильнур Салаватович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛА:
03 июля 2018 года протоколом об административном правонарушении начальником ОУУП ОМВД России по Хайбуллинскому району РБ ФИО12 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ в отношении Искакова И.С.
Судьей Зилаирского межрайонного суда Республики Башкортостан 04 июля 2018 года вынесено вышеприведенное постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, Искаков И.С. предлагает постановление судьи Зилаирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июля 2018 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, выслушав Искакова И.С. и его защитника, поддержавших доводы жалобы, допросив свидетеля ФИО13, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Диспозиция указанных норм является бланкетной. На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Согласно статье 4 данного Федерального закона к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу частей 4, 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия, при этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
По смыслу закона под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти; согласование публичного мероприятия с органом публичной власти; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (статья 4, пункты 1 и 2 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).
Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Таким образом, под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, фактически осуществляющее функции по руководству организацией либо проведением публичного мероприятия вне зависимости от того, подавало ли оно соответствующее уведомление.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Искакова И.С. к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 11 мая 2018 года в 20.00 часов на автодороге Самарск - Целлинное, на выезде из села Уфимский Хайбуллинского района Республики Башкортостан, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в орган местного самоуправления, организовал проведение публичного мероприятия в форме митинга, чем нарушил статью 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Указанные действия Искакова И.С. квалифицированы по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Судья межрайонного суда, соглашаясь с выводом должностного лица о наличии состава административного правонарушения в отношении Искакова И.С, исходил из приобщенных к материалам дела протокола об административном правонарушении, рапортов должностных лиц ОМВД России по Хайбуллинскому району Республики Башкортостан (л.д. 6, 7), фотоматериалов, видеофайлов, объяснений свидетелей ФИО14, ФИО15 и показаний Искакова И.С. и ФИО16
Должностное лицо и суд первой инстанции основываясь на вышеперечисленных доказательствах, сочли Искакова И.С. организатором публичного мероприятия, то есть лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции, осуществляющим предварительную агитацию, организацию и общее руководство мероприятием, требующее предварительного уведомления органов публичной власти.
Между тем доказательств того, что Искаков И.С. организовал публичное мероприятие, в материалах дела не имеется.
В судебном заседании должностное лицо ФИО17 об обстоятельствах совершения Искаковым И.С. правонарушения ничего не пояснил.
В объяснении свидетеля ФИО18, которое указано в решении судьи первой инстанции в качестве доказательств вины Искакова И.С. в совершении административного правонарушения, о его действиях как организатора публичного мероприятия также не упоминается, указанный свидетель сообщил лишь о том, что 11 мая 2018 года на автодороге Самарск-Алибаевск около 19 час 30 мин они останавливали большегрузные автомашины в связи с запыленностью населенного пункта.
В суде второй инстанции Искаков И.С. пояснил, что он проживает возле автодороги Самарск - Целлинное Хайбуллинского района Республики Башкортостан, по которой ездят большегрузные автомашины, запыляющие населенный пункт. 11 мая 2018 года на автодороге он остановил автомашину и высказал об этом. Жители села увидев его стали подъезжать самостоятельно, какой-либо агитацией он не занимался, заранее данное мероприятие не было спланированным, при них транспарантов, звукоусиливающей аппаратуры не было, не звучали какие-либо политические лозунги, никто не выступал, требования не выдвигались, помехи движению транспортного средства не создавались. Он не являлся организатором публичного мероприятия, в связи с чем подавать уведомление оснований не имелось. После того, как приехали сотрудники полиции, все разошлись.
Указанную позицию Искаков И.С. последовательно отстаивал как при составлении протокола об административном правонарушении, так и в суде первой инстанции.
Из приведенных доказательств не следует, что на 25 километре автодороги Самарск - Целлинное Хайбуллинского района Республики Башкортостан 11 мая 2018 года проводилось мероприятие с выдвижением требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики либо обсуждение общественно значимых вопросов. Другими доказательствами эти обстоятельства также никак не подтверждены.
Таким образом, доказательств, что Искаковым И.С. было организовано публичное мероприятие- митинг, в том понимании, которое ему дается в статьей 2 Федерального закона N 54-ФЗ, в материалах дела не имеется. Постановление судьи межрайонного суда не содержит выводов, позволяющих квалифицировать указанное выше мероприятие (одновременное массовое пребывание граждан) в качестве публичного.
Ответственность за неуведомление органов исполнительной власти о проведении непубличного массового мероприятия нормой части 2 статьи 20.2 КоАП РФ не предусмотрена. За организацию и участие в массовых мероприятиях, не подпадающих под правовую категорию "публичные мероприятия", при наступлении общественно-опасных последствий предусмотрена административная ответственность по статье 20.2.2 КоАП РФ.
Поскольку наступление общественно-опасных последствий не устанавливалось и в вину Искакова И.С. не вменялось, переквалификация действий последнего исключается.
Указанное свидетельствует, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем вывод о виновности Искакова И.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ принят при недоказанных обстоятельствах дела.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи межрайонного суда от 04 июля 2018 года подлежит отмене с прекращением производства по делу за отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу Искакова И.С. удовлетворить частично.
Решение судьи Зилаирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Искакова Ильнура Салаватовича отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Ф. Мурзакова
Справка: судья Фатхутдинова Г.И.
По делу 33А-12-789/2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.