Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Валиевой И.Р.,
с участием: защитника директора МУП "Нефтекамскводоканал" Трусова В.Ю. Богомазовой Г.А,
главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО11,
рассмотрев жалобу директора МУП "Нефтекамскводоканал" Трусова В.Ю. на решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2018 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО12. N 04-04/2-Н/МН-8.10д от 08 февраля 2018 года о привлечении должностного лица - директора МУП "Нефтекамскводоканал" Трусова В.Ю. к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, его жалоба без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО13. N 04-04/2-Н/МН-8.10д от 08 февраля 2018 года должностное лицо - директор МУП "Нефтекамскводоканал" (далее - МУП "НВК") Трусов В.Ю. привлечен к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере... рублей (л.д. 24).
Судьей Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан 12 декабря 2018 года по жалобе директора МУП "НВК" Трусова В.Ю. вынесено вышеприведенное решение (л.д. 185 - 193).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, директор МУП "НВК" Трусов В.Ю. просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить, указав, что водозаборные скважины построены и введены до изменений, внесенных ст. 23.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", что выданная в 2004 году МУП "НВК" лицензия не содержит условия о необходимости подготовки, согласования и утверждения технического проекта разработки месторождения подземных вод (л.д. 196 - 197).
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы директор МУП "НВК" Трусов В.Ю. и должностное лицо, вынесшее постановление в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно абз. 1 ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с абз. 4 ст. 23.2 Закона о недрах, Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Порядок), подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.Согласно абз. 2 ст. 23.2 Закона о недрах, технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Управлением Федеральной службы в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по Республике Башкортостан, на основании приказа заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО14, проведена плановая выездная проверка в отношении МУП "НВК" с 07 ноября 2017 года по 27 декабря 2017 года.
Согласно акту проверки N 542 от 27 декабря 2017 года (л.д. 51), в ходе проверки установлено, что МУП "НВК" осуществляет пользование недрами для добычи подземных вод из скважин на Камском (Патраковском) водозаборе для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, на основании лицензии УФА N 00678 ВЭ, со сроком действия до 1 октября 2021 года, и согласно утвержденным запасам МУП "НВК" может осуществлять забор подземных вод из скважин в количестве 22 тысяч м?/сут. Согласно выкипировке журнала учета водопотребления (водоотведения водоизмерительными приборами и устройствами) за 2015 - 2017 года, забор воды МУП "НВК" осуществлялся более 100 м?/сут. При этом у предприятия, в нарушение требований положений Закона о недрах, отсутствует утвержденный технический проект по лицензии УФА 00678 ВЭ.
Установив нарушения требований по рациональному использованию недр, которое может привести к выборочной (внепроектной) отработке месторождения полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, нерациональному использованию недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО15. в отношении законного представителя МУП "НВК" - директора Трусова В.Ю. 23 января 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 28).
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан ФИО16. N 04-04/2-Н/МН-8.10д от 8 февраля 2018 года должностное лицо - директор МУП "НВК" Трусов В.Ю. привлечен к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Доводы заявителя о необоснованности требования разрабатывания технических проектов на разработку месторождения (участка) подземных вод ввиду отсутствия в данных требований в лицензионном соглашении, что скважины введены в эксплуатацию до внесения изменений в закон, являются необоснованными, поскольку предприятием забор воды на указанном водозаборе осуществляется более 100 куб. метров в сутки. В этом случае в соответствии с требованиями статьи 23.2 Закона о недрах добыча воды должна осуществляться в соответствии с утвержденными техническими проектами, которые отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия МУП "НВК" и его законным представителем зависящих от него меры мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено.
Вопреки доводам жалобы, судьей первой инстанции полно и всесторонне исследованы все обстоятельства дела, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Юридическая оценка действиям лица дана правильная. Наказание назначено в пределах санкции статьи в минимальном размере.
Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах срока давности соблюден.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя МУП "НВК" Трусова В.Ю, извещенного надлежащим образом извещением N 04-03/570 от 27 декабря 2018 года, полученным лично 28 декабря 2018 года (копия приобщена), что не оспаривается. Постановление 8 февраля 2018 года вынесено с участием главного технолога МУП "НВК" Голушко А.Н, действующего по доверенности, при надлежащем извещении Трусова В.Ю. - 22 января 2018 года (л.д. 33 - 34).
Жалоба судьей первой инстанции рассмотрена при участии защитника Богомазовой Г.А, при надлежащем извещении Трусова В.Ю. - 27 ноября 2018 года (л.д. 175).
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену решения судьи первой инстанции, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛА:
решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора МУП "Нефтекамскводоканал" Трусова В.Ю. оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М.Рахматуллина
Справка: Ханова А.А.
Дело N 33А-21-16/2019
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.