Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Валиевой И.Р.,
рассмотрев жалобу Гиндуллина Р.М. на решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 сентября 2018 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО7 N 04-04/198-О/РС от 13 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного метролога публичного акционерного общества "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллина р.м. оставлено без изменения, его жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по Республике Башкортостан ФИО9. N 04-04/198-О/РС от 13 декабря 2017 года должностное лицо - главный метролог публичного акционерного общества "Туймазинский завод автобетоновозов" (далее - ПАО "ТЗА") Гиндуллин Р.М. привлечен к административной ответственности, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере... рублей (т. 1 л.д. 44 - 46).
Судьей Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан 13 сентября 2018 года по жалобе Гиндуллина Р.М. вынесено вышеприведенное решение (т. 1 л.д. 265 - 273).
В жалобах, поданных в Верховный Суд Республики Башкортостан, Гиндуллин Р.М. выражает несогласие с постановлением должностного лица от 13 декабря 2017 года и решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 сентября 2018 года, просит их отменить, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока обжалования данного решения (т. 2 л.д. 1 - 5, 9 - 13).
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы Гиндуллин Р.М. и должностное лицо, вынесшее постановление, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как видно из материалов дела, копия обжалуемого решения судьи межрайонного суда получена Гиндуллиным Р.М. 22 ноября 2018 года (т. 1 л.д. 276). Определением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 4 декабря 2018 года жалоба Гиндуллина Р.М, поданная 3 декабря 2018 года возвращена без рассмотрения, с указанием на отсутствие ходатайства о восстановлении срока обжалования (т. 2 л.д. 6, 9 - 13). Не согласившись с указанным определением, в том числе вышеприведенными постановлением должностного лица от 13 декабря 2017 года и решением судьи от 13 сентября 2018 года, Гиндуллин Р.М. подал жалобу, где указал о допущенной им ошибке при подаче жалобы 3 декабря 2018 года - об оспаривании постановления административного органа, тогда как фактически им была подана жалоба на решение судьи от 13 сентября 2018 года (т. 2 л.д. 1 - 5).
Как отмечено выше, первичная жалоба Гиндуллина Р.М. была подана своевременно - 3 декабря 2018 года, но из-за допущенных в тексте жалобы неточностей, судьей межрайонного суда было вынесено определение от 4 декабря 2018 года, которое подлежит отмене. С учетом того, что в последующем Гиндуллиным Р.М. подана уточненная жалоба, считаю возможным принять данные жалобы и рассмотреть их по существу.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа в том числе на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 указанного закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ). Согласно п. 3 данной статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с приказами N 1299-П от 17 июля 2017 года, N 1638-П от 28 августа 2017 года, N 1689-П от 06 сентября 2017 года Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан в период с 14 августа 2017 года по 06 октября 2017 года проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица ПАО "ТЗА" на предмет соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации.В ходе проверки установлено, что ПАО "ТЗА" имел документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 130-10, выданным Приуральским Управлением Ростехнадзора со сроком действия до 3 сентября 2014 года. Вместе с тем, размещение отходов производства и потребления в 2016, 2017 годах ПАО "ТЗА" производилась на полигоне ТБО ООО "Экология Т" в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Таким образом, ПАО "ТЗА" в период с 4 апреля 2014 года по 6 октября 2017 года, в нарушении требований ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ, осуществляла свою производственную деятельность, образуя и размещая отходы производства и потребления в отсутствии установленных уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов их на размещение.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 6 октября 2017 года N 397 и послужили основанием для составления 23 ноября 2017 года должностным лицом в отношении Гиндуллина Р.М. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной заместителем генерального директора, техническим директором ФИО10. 12 апреля 2017 года, пунктами 2.6. 2.7 на главного метролога - начальника отдела стандартизации и метрологии (далее - ОС и М) Гиндуллина Р.М. возложены обязанности по руководству разработкой и внедрением мероприятий, направленных на выполнение требований законодательства по соблюдению правил и норм в области охраны окружающей среды и обеспечения контроля за соблюдением установленных требований по охране окружающей среды действующим нормам и правилам.
Установив, что общество осуществляет свою производственную деятельность, образуя и размещая отходы производства и потребления в отсутствии установленных уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов их на размещение, судья межрайонного суда пришел к выводу о том, что должностное лицо - главный метролог Гиндуллин Р.М. обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении N 198-О/РС от 23 ноября 2017 года (л.д. 70); актом проверки N 397 от 06 октября 2017 года (л.д. 84); сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, данными учета в области обращения с отходами ПАО "ТЗА" (л.д. 118 - 189); документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия до 3 сентября 2014 года (том 1 л.д. 200); должностной инструкцией (л.д. 77), и иными материалами дела, собранными по настоящему делу, и оцененными должностным лицом и судьей в порядке ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом общества Гиндуллиным Р.М. всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения административного правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено, судьей не установлено.
Административное наказание назначено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ для рассматриваемой категории дел срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и иных имеющих юридическое значение обстоятельств в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в минимальном размере.
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о возможности признания административного правонарушения малозначительным, поскольку в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, его направленности (отношения в сфере охраны окружающей природной среды), роли правонарушителя и тяжести наступивших последствий основания для признания совершенного должностным лицом административного правонарушения малозначительным отсутствуют, на что обоснованно указано в обжалуемом решении.
Вопреки доводу в жалобе, выдача предписания от 6 октября 2017 года и установление в нем срока для устранения нарушений, и последующее устранение выявленного нарушения, не освобождает должностное лицо от административной ответственности за допущенное нарушение действующего законодательства.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьей межрайонного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, не опровергают виновность Гиндуллина Р.М. в совершении вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛА:
Определение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 4 декабря 2018 года, отменить.
Решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 сентября 2018 года о привлечении должностного лица - главного метролога ПАО "ТЗА" Гиндуллина р.м. к административной ответственности, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М.Рахматуллина
Справка: Гиниятова А.А.
Дело N 33А-21-4/2019 (21-1318/2018)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.