Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Свистун Т.К,
судей Латыповой З.Г, Пономаревой Л.Х,
при секретаре Аминеве И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Девяткина Ю.А. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2018 г, которым отказано в удовлетворении исковых требований Девяткина Ю.А. к ГУ УПФ Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай Республики Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х, судебная коллегия
установила:
Девяткин Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай Республики Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию, мотивируя тем, что дата обратился к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости, решением N... от дата ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа не менее 12 лет 06 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда в возрасте 55 лет, при этом в специальный стаж не включены периоды работы в качестве машиниста ППУ Ишимбайского участка бурения, освоения КРС Уфимского УБР с дата по дата, машиниста паровой передвижной установки ООО "УУБР" с дата по дата, машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки ООО "УУБР" с дата по дата, моториста цементировочного агрегата ООО "УУБР" с дата по дата, машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки ЗАО "Уралнефтепрогресс" с дата по дата, машиниста передвижного компрессора ЗАО "Уралнефтепрогресс" с дата по дата, так как документально не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня на выполнении работ, предусмотренных Списком N.., код "особые условия труда" в представленных страхователем индивидуальных сведениях отсутствует.
Истец просил обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии указанные периоды работы; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с дата; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины, по оформлению доверенности.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе ставит вопрос Девяткин Ю.А, указывая, что занимаемая им должность в трудовой книжке указана неверно. Работа в качестве машиниста ППУ в области добычи нефти и газа осуществлялась во вредных условиях. Доказательств отсутствия полной занятости в спорные периоды работы материалы дела не содержат.
Проверив материалы дела, выслушав Девяткина Ю.А, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции, основываясь на правильном применении и толковании положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Девяткина Ю.А, исходя из следующего.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций (п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от дата N 5).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Девяткин Ю.А, дата года рождения дата обратился в ГУ УПФ Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением N... от дата в назначении такой пенсии отказано, по причине отсутствия требуемого стажа не менее 12 лет 6 мес. на работах с тяжелыми условиями труда в возрасте 55 лет.
При этом, ответчиком в стаж работы с тяжелыми условиями труда не засчитаны периоды работы Девяткина Ю.А. в качестве машиниста ППУ Ишимбайского участка бурения, освоения КРС Уфимского УБР с дата по дата, машиниста паровой передвижной установки ООО "УУБР" с дата по дата, машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки ООО "УУБР" с дата по дата, моториста цементировочного агрегата ООО "УУБР" с дата по дата, машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки ЗАО "Уралнефтепрогресс" с дата по дата, машиниста передвижного компрессора ЗАО "Уралнефтепрогресс" с дата по дата, так как документально не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня на выполнении работ, предусмотренных Списком N.., код "особые условия труда" в представленных страхователем индивидуальных сведениях отсутствует;
Из оспариваемого истцом решения N... от дата следует, что Девяткин Ю.А. зарегистрирован в качестве застрахованного лица - дата.
Положениями ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что: установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г..N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1); Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6); необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным
законом от 27 июля 2010 г..N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 7); иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8).
Согласно п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
При этом в силу положений ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
Таким образом, стаж, необходимый для назначения пенсии, после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается исключительно сведениями из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, справок, уточняющих особый характер работ и подтверждающих постоянную занятость истца на льготной основе с полным рабочим днем, необходимой для назначения досрочной пенсии, в отношении спорных периодов работы, истцом ни в пенсионный орган, ни при рассмотрении дела не представлено, равно как не представлено и иных допустимых доказательств, подтверждающий его работу полный рабочий день, не менее 80 процентов рабочего времени, в профессиях, предусмотренных Списком N 2, разделом XII, подраздел 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата".
Как следует из материалов дела, в индивидуальном лицевом счете Девяткина Ю.А. не содержится сведений об особых условиях труда в спорные периоды работы в качестве машиниста ППУ Ишимбайского участка бурения, освоения КРС Уфимского УБР с дата по дата, машиниста паровой передвижной установки ООО "УУБР" с дата по дата, машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки ООО "УУБР" с дата по дата, моториста цементировочного агрегата ООО "УУБР" с дата по дата, машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки ЗАО "Уралнефтепрогресс" с дата по дата, машиниста передвижного компрессора ЗАО "Уралнефтепрогресс" с дата по дата.
При таких данных, предоставление страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений, которые истцом в судебном порядке не оспорены, без кода льготы, влечет для истца определенные юридические последствия в виде не подтверждения в установленном законом порядке при обращении в пенсионный орган страхового стажа работы в особых условиях в указанные периоды, которые имели место после регистрации истца в системе государственного обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, отказывая истцу в удовлетворении требований к ответчику о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении указанных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию, возложении обязанности назначить указанную пенсию, суд первой инстанции, правильно руководствуясь требованиями приведенных норм права, пришел к обоснованному выводу о том, что для включения указанных периодов работы истца в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", истцом должны были быть представлены доказательства, подтверждающие занятость на работах, предусмотренных Списком N 2 в течение полного рабочего дня, т.е. не менее 80 процентов рабочего времени, чего истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ сделано не было.
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном толковании закона и исследованных судом доказательствах.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец не доказал свое право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Доводы апелляционной жалобы истца являются несостоятельными, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекшего вынесение незаконного решения, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Девяткина Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.К. Свистун
Судьи З.Г. Латыпова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Яскина Т.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.