Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Свистун Т.К,
судей Латыповой З.Г,
Пономаревой Л.Х,
при секретаре Насырове Р.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кусарбаева С.Г. на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 01 октября 2018 г, которым постановлено:
исковые требования Министерства здравоохранения Республики Башкортостан к Кусарбаеву С.Г. о взыскании денежных средств, полученных вследствие неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с Кусарбаева С.Г. в пользу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 руб.
Взыскать с Кусарбаева С.Г. в бюджет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 13200 руб.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х, судебная коллегия
установила:
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обратилось с исковым заявлением к Кусарбаеву С.Г. о взыскании денежных средств, полученных вследствие неосновательного обогащения, мотивируя требования тем, что между сторонами заключен договор N... от дата о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, прибывшему в дата году на работу в сельский населенный пункт или переехавшему на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта. По условиям договора истец представил ответчику единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 руб, а ответчик обязался отработать в ГБУЗ РБ "... " по основному месту работы на условиях, установленным трудовым договором от дата в течение пяти лет, начиная с даты заключения договора. До трудоустройства в ГБУЗ "... " ответчик осуществлял свою трудовую деятельность в ГБУЗ.., где воспользовался правом на получение единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, которая предусмотрена частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
дата между истцом и ответчиком был заключен договор N... о предоставлении единовременной выплаты медицинскому работнику в возрасте до 35 лет, прибывшему в дата- дата годы после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Башкортостан или переехавшему на работу в сельский населенный пункт Республики Башкортостан из другого населенного пункта. По условиям договора истец представил ответчику единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 руб, а ответчик обязался отработать в ГБУЗ РБ... по основному месту работы на условиях, установленным трудовым договором в течение пяти лет от даты заключения договора. Трудовой договор N... от дата с ответчиком прекращен по инициативе работника на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Решением Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата с ответчика в пользу истца взысканы денежные средства.
Истец просил взыскать с ответчика единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 руб.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Кусарбаев С.Г. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на неправильное определение судом обстоятельств дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав Кусарбаева С.Г, его представителя Гиззатова Д.З, представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - Хайбрахманову Л.К, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ) установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений и до 1 января 2017 г.) в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в пункте "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (подпункт "в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" этого же пункта (подпункт "г" пункта 3 части 12.2 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).
На основании статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2016 г. N 359-П утвержден Порядок заключения договора в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа (далее также - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей предоставляется медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с департаментом здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа договор по форме согласно приложению N 1 к Порядку, местом основной постоянной работы которых являются медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что основанием для отказа в заключении договора является несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении выплаты, требованиям пункта 1 Порядка.
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работников периоду.
К таким исключениям, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную компенсационную выплату, относятся следующие случаи прекращения трудового договора:
- в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае ликвидации организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- при смене собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (пункт 4 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части 1 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае смерти работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что единовременная компенсационная выплата, предусмотренная частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно, ее повторное предоставление медицинским работникам, противоречит правовой природе данной выплаты и действующему правовому регулированию.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с договором N... от дата о предоставлении единовременной выплаты медицинскому работнику в возрасте до 35 лет, прибывшему в дата- дата года после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Башкортостан или переехавшему на работу в сельский населенный пункт Республики Башкортостан из другого населенного пункта истцом ответчику выплачена сумма 1000000 руб. по платежному поручению N... от дата.
Обязательства по данному договору Кусарбаевым С.Г. не исполнены.
Решением Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено взыскать с Кусарбаева С.Г. в пользу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан часть едионовременной компенсационной выплаты по договору N... от дата в размере 406033,04 руб, единовременное пособие по договору от дата в размере 100000 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 18963,02 руб.
дата между ГБУЗ РБ... и Кусарбаевым С.Г. заключен трудовой договор о предоставлении последнему работы по должности врач - детский хирург. Договор заключен на неопределенный срок.
Договором N... от дата о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, прибывшему в дата году на работу в сельский населенный пункт или переехавшему на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, заключенному между Министерством здравоохранения Республики Башкортостан и Кусарбаевым С.Г, предусмотрено, представление истцом ответчику единовременной компенсационной выплату в размере 1000000 руб. и отработка ответчиком в ГБУЗ РБ "Зилаирская ЦРБ" по основному месту работы на условиях, установленным трудовым договором от дата в течение пяти лет, начиная от даты заключения договора.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения иска, поскольку достоверно установлено, что ответчик Кусарбаев С.Г. дважды воспользовался правом на получение единовременной компенсационной выплаты.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости взыскания с ответчика, в порядке предусмотренном ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в доход соответствующего бюджета государственной пошлины в сумме 13200 руб, то есть в размере установленном налоговым законодательством при соответствующей цене иска, поскольку истец при предъявлении иска был освобожден от оплаты государственной пошлины в силу закона.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 01 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кусарбаева С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.К. Свистун
Судьи З.Г. Латыпова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Осипов В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.