Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
Председательствующего Черчага С.В,
судей Вахитовой Г.Д,
Нурисламовой Э.Р,
при секретаре Хусаиновой Л.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайсаровой Р.Р. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Салаватском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Гайсаровой Р.Р. на решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
Гайсарова Р.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Салаватском районе Республики Башкортостан (далее также - ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ, пенсионный орган), в котором просила признать необоснованным отказ ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ в досрочном назначении пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать пенсионный орган включить в ее специальный страховой стаж период работы в санатории "Янган-Тау" медицинской сестрой в льготном исчислении (4 года 10 месяцев 25 дней), время нахождения на курсах повышения квалификации в период с 21 января 1998 года по 19 февраля 1998 года, с 17 декабря 2003 года по 20 декабря 2003 года в период работы в Малоязовской ЦРБ (1 месяц 3 дня), всего 4 года 11 месяцев 28 дней. Гайсарова Р.Р. также просила обязать ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 17 августа 2017 года и взыскать с ответчика судебные расходы в размере 5 300 рублей.
В обоснование предъявленных требований Гайсарова Р.Р. указала на то, что 17 августа 2017 года она обратилась в ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в сельской и городской местности). Решением ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ от 17 августа 2017 года N12 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) в связи с отсутствием требуемого для назначения пенсии специального стажа. Специальный стаж Гайсаровой Р.Р. с учетом включенных пенсионным органом периодов ее лечебной деятельности составил 25 лет 4 месяца. Гайсарова Р.Р. считает указанное решение пенсионного органа незаконным, поскольку, по ее мнению, ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ было неправомерно отказано во включении в специальный стаж период ее работы в санатории "Янган-Тау" медицинской сестрой с 01 июля 2010 года по 02 июня 2014 года (в календарном исчислении 3 года 11 месяцев 2 дня и в льготном исчислении 4 года 10 месяцев 25 дней). Не согласна истица и с отказом во включении в специальный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации. По мнению Гайсаровой Р.Р, решение пенсионного органа не основано на законе и нарушает ее право на пенсионное обеспечение.
Решением Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 ноября 2018 года исковые требований Гайсаровой Р.Р. удовлетворены частично и постановлено обязать ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ включить периоды нахождения Гайсаровой Р.Р. на курсах повышения квалификации в период с 21 января 1998 года по 19 февраля 1998 года, с 17 декабря 2003 года по 20 декабря 2003 года в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". В удовлетворении остальной части исковых требований Гайсаровой Р.Р. отказано. Также с ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ в пользу Гайсаровой Р.Р. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и услуг представителя в размере 5 000 рублей.
В апелляционной жалобе Гайсаровой Р.Р. ставится вопрос об отмене решения в части отказа во включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения, периода работы в санатории "Янган-Тау" в качестве медицинской сестры с 01 июля 2010 года по 02 июня 2014 года, с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда в данной части.
Иными участвующими в деле лицами постановленное решение не обжалуется.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ - Зиялову М.И. полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В порядке статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
17 августа 2017 года Гайсарова Р.Р. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ от 17 августа 2017 года N... Гайсаровой Р.Р. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской и городской местности, по причине отсутствия требуемого специального стажа (30 лет осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской и городской местности).
В стаж лечебной деятельности Гайсаровой Р.Р. пенсионным органом не были засчитаны периоды ее работы в качестве медицинской сестры в санатории "Янган-Тау" с 01 июля 2010 года по 02 июня 2014 года, со ссылкой на то, что санаторий "Янгантау" согласно Уставу относится к многопрофильным санаториям, а также является Государственным унитарным предприятием. На момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости специальный стаж Гайсаровой Р.Р. с учетом включенных пенсионным органом периодов ее лечебной деятельности составил 25 лет 4 месяца.
Будучи не согласной с приведенным выше решением пенсионного органа и полагая, что период ее работы в качестве медицинской сестры в санатории "Янган-Тау" с 01 июля 2010 года по 02 июня 2014 года подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской и городской местности, в льготном исчислении, а также подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, Гайсарова Р.Р. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Салаватском районе РБ.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Гайсаровой Р.Р, суд признал незаконным решение ответчика в части отказа во включении в специальный стаж истца времени нахождения на курсах повышения квалификации с 21 января 1998 года по 19 февраля 1998 года, с 17 декабря 2003 года по 20 декабря 2003 года, и обязал пенсионный орган включить в специальный стаж истца указанные периоды.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований Гайсаровой Р.Р. о включении в специальный стаж периода работы в санатории "Янган-Тау" медицинской сестрой с 01 июля 2010 года по 02 июня 2014 года, суд первой инстанции исходил из того, что в лицензии санатория "Янган-Тау" отсутствует конкретная направленность деятельности санатория по определенному виду заболевания, указанному в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781, а также не соответствует организационно-правовая форма учреждения.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит соответствующим фактическим обстоятельствам дела и закону, а довод апелляционной жалобы истца об обратном - ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих вопросы досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В спорный период действовал Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который предусматривает возможность зачета в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периодов работы в санаториях (курортах): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06 августа 2007 года N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Из лицензии на осуществление медицинской деятельности санатория "Янган-Тау" следует, что данный санаторий относится к многопрофильным и осуществляет лечение, в том числе по профилям: терапия, кардиология, пульмонология, эндокринология, медицинский массаж, дерматовенерология, диетология и др. Согласно приказу Минздрава РБ от 23 ноября 2005 года N956-Д "О специализации санатория "Янгантау" он предназначен для лечения больных с заболеваниями органов пищеварения, мочеполовой системы, сердечнососудистой системы, нервной системы.
В соответствии с Уставом санатория "Янгантау" видами деятельности являются прием отдыхающих лиц на санаторно-курортное лечение по установленным профилям согласно путевкам и курсовкам реализуемым санаторием; организация лечения и отдыха населения с учетом современных требований медицинской науки и утвержденных методик комплексной терапии; лечебно-профилактическую: амбулаторно-поликлиническую, санаторно-курортную и стационарную медицинскую помощь физическим лицам; доврачебной, скорой и неотложной медицинской помощи отдыхающим и населению; оказание диагностических услуг больным, оказание платных медицинских услуг физическим лицам в соответствии с лицензированными видами медицинской помощи, организация деятельности; фармацевтическую деятельность. ГУП санаторий "Янгантау" не вправе осуществлять виды деятельности непредусмотренные Уставом, а в нем не обозначен вид деятельности связанной с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Наличие патента на изобретение способа лечения заболевания опорно-двигательного аппарата не свидетельствует об осуществлении санаторием медицинской деятельности специализированного направления, а является многопрофильным.
Более того, согласно учредительным документам ГУП санаторий "Янгантау" является коммерческой организацией и создан в целях получения прибыли.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у санатория таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 Списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N1066 и от 29 октября 2002г. N781, то оснований для удовлетворения требований истицы в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, по своей организационно-правовой форме ГУП санаторий "Янгантау" не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списков, что исключает возможность для назначения медицинскому работнику данного санатория досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как право на назначение такой пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464, постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 и от 29 октября 2002 года N781, и исходя из разъяснений, данных в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", предоставляется только работникам учреждений здравоохранения.
Так же заслуживает внимания то обстоятельство, что согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем Гайсаровой Р.Р. (ГУП санаторий "Янган-Тау"), подтверждающие, что она в спорный период, работая в должности медицинской сестры в ГУП санаторий "Янган-Тау", имела право на включение этого периода работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Кроме того, Гайсарова Р.Р. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 14 июля 1998 года и по данным ее лицевого счета оспариваемый период работодатель указал без кода льготной профессии истца.
Данные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для включения указанных периодов работы в специальный стаж истца, дающий право на льготное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Факт указания в данных индивидуального персонифицированного учета спорного периода работы без указания кода льготных условий труда стороной истца в судебном заседании не оспаривалось.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие истца с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в апелляционной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильного решения суда.
Оценка представленных сторонами доказательств по делу и добытых судом дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гайсаровой Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: Черчага С.В.
Судьи: Вахитова Г.Д.
Нурисламова Э.Р.
Справка:
судья ФИО14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.