Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю,
судей Александровой Н.А. и Хакимова А.Р.
при секретаре Салимгареевой Л.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Нуруллина Ф.Н. на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2018 г, по иску Нуруллина Ф.Н. к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права на выкуп земельного участка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю, выслушав объяснения представителя Нуруллина Ф.Н. - Домрачевой С.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Нуруллин Ф.Н. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города), Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО) о признании права на выкуп земельного участка и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N... площадью N... расположенного по адресу: адрес, для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с установлением платы в размере 3% от кадастровой стоимости, равной 34 699 руб. 80 коп.
Заявленные требования мотивированы тем, что Нуруллин Ф.Н. является собственником жилого дома по адресу: адрес, который расположен на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером N... площадью N... м. Земельным участком истец пользуется на основании договора аренды N... от дата
Нуруллин Ф.Н. обратился с заявлением в УЗИО о предоставлении земельного участка в собственность, в чем отказано со ссылкой на нахождение земельного участка в границах красных линий.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2018 г. постановлено:
в удовлетворении исковых требований Нуруллина ФИО8 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права на выкуп земельного участка, о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью N... м, расположенного по адресу: адрес, для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с установлением платы в размере 3% от кадастровой стоимости, равной 34 699 рублей 80 копеек, отказать.
В апелляционной жалобе Нуруллин Ф.Н. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.
Истец Нуруллин Ф.Н, представители ответчиков - Администрации города, УЗИО, представитель третьего лица ООО "Башкирэнерго" в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании решения Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 июля 2009 г. Нуруллин Ф.Н. является собственником жилого адрес общей площадью N... кв. м, расположенного по адресу: адрес, на земельном участке с кадастровым номером N... площадью N... кв. м, относящемся к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
дата между УЗИО и Нуруллиным Ф.Н. заключен договор аренды земельного участка N.., по условиям которого Нуруллину Ф.Н. предоставлен земельный участок с кадастровым номером N... площадью N... кв. м, по вышеуказанному адресу, на срок с дата по дата, для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Для предоставления указанного земельного участка в собственность за плату истец обратился с заявлением в УЗИО, письмом которого N N... от дата Нуруллину Ф.Н. отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что он расположен в границах красных линий.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Нуруллина Ф.Н, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность истцу, поскольку в соответствии с утвержденными документами территориального планирования предназначен для размещения объектов местного значения.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
УЗИО в обоснование того, что спорный участок не может быть предоставлен Нуруллину Ф.Н. в собственность, сослалось на наличие Генерального плана, утвержденного постановлением главы Администрации города N... от дата, согласно которому испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне строительства транспортной инфраструктуры, в составе проекта планировки красных линий, пересекающих участок и обозначающих дорогу.
Генеральный план и Постановление N.., принятые к тому же еще до приобретения Нуруллиным Ф.Н. в собственность объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в установленном порядке не оспорены и не признаны недействующими. Тот факт, что спорный участок был сформирован и его освоение начато Нуруллиным Ф.Н. до утверждения Постановлением N... красных линий, обозначающих дорогу общегородского значения, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении участка в собственность с учетом положений статей 27 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Поэтому оснований для того, чтобы не применять и не принимать во внимание данные документы, не имеется.
При наличии указанных документов территориального планирования суды не вправе признать незаконным оспариваемый отказ Администрации города и обязать ее принять решение о продаже участка Нуруллину Ф.Н.
Доводы апелляционной жалобы об ином не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, как основанные на неверном толковании вышеприведенных правовых норм.
Доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие подателя с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения постановленного судебного решения, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права, верно определилкруг юридически значимых обстоятельств по делу, выводы суда первой инстанции по существу спора соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных в судебном заседании доказательств, которым судом дана оценка.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решение суда, поскольку предусмотренные для этого статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Нуруллина Ф.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Бикчурина О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.