Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф,
судей Гаиткуловой Ф.С,
Салихова Х.А,
при секретаре Рахматуллине И.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сагадиевой А.Э. на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС N 27 по РБ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сагадиевой А.Э. о взыскании задолженности по налогу. В обоснование требований указала, что ответчик имеет в собственности земельные участки с кадастровым номером N... по адресу: адрес, с кадастровым номером N... по адресу: адрес с кадастровым номером N... по адресу: адрес, в связи с чем, является плательщиком земельного налога. Истец известил ответчика о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление, а в последующем и требование об уплате налога, однако ответчик требование об уплате налога не исполнил.
Межрайонная ИФНС N 27 по РБ просит суд взыскать с Сагадиевой А.Э. задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2015 год за земельный участок с кадастровым номером N... по адресу: адрес в сумме 49 902 рубля, пени в размере 1114,48 рублей.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортоста от 06 августа 2018 года с Сагадиевой А.Э. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан взыскана задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2015 год в сумме 49 902 рубля, пени в размере 1114,48 рублей, в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1730,49 рублей.
Не согласившись с решением суда, Сагадиева А.Э. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, выслушав Сагадиеву А.Э, поддержавшую доводы жалобы, представителя Межрайонной ИФНС N 27 по Республики Башкортостан Салихову С.А, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 КАС РФ).
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года "О судебном решении").
Указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Пунктом 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как определено ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использованием земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с положениями ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно положениям ст. 66 ЗК РФ, регламентирующей оценку земли, для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должны быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Сагадиева А.Э. является плательщиком земельного налога, в ее собственности находились земельные участки с кадастровым номером N.., по адресу: адрес с кадастровым номером N.., по адресу: адрес с кадастровым номером N.., по адресу: адрес
Удовлетворяя требования административного истца и взыскивая задолженность по земельному налогу в размере 49 902 рублей, пени в размере 1114,48 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом соблюдены сроки, порядок и процедура взыскания земельного налога за 2014 год, что по мнению суда, подтверждается направленными в адрес истца налоговым уведомлением сроком уплаты до 01 декабря 2016 года и требованием от 07 февраля 2017 года N6931 об уплате налога, сбора, пени и штрафа, которое в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ч.1, 3 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Согласно положениям абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела усматривается, что 27 сентября 2016 года Сагадиевой А.Э. по адресу: адрес направлено налоговое уведомление N 87318306 от 27 сентября 2016 года о начислении транспортного налога за 2015 год в размере 2 240 рублей, земельного налога за 2015 год в сумме 53 715 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 3 473 000 рублей со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2016 года.
Согласно требованию N6931 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 07 февраля 2017 года Сагадиева А.Э. ставится в известность об обязанности уплатить в срок 28 марта 2017 года земельный налог в сумме 49 902 рублей.
В подтверждение направления указанного требования об уплате налога в адрес административного ответчика административный истец в суд первой инстанции представил копию списка заказных отправлений с документами "требование об уплате налога, пени, штрафа" со штампом Почты России от 10 февраля 2017 года. В графе "куда" указано, что корреспонденция направлена налогоплательщику по адресу: адрес адрес
Согласно адресной справке УВМ МВД по РБ от 22 ноября 2018 года Сагадиева А.Э. 15 сентября 2014 года снята с регистрационного учета с адреса: адрес связи с убытием по адресу: адрес
По информации Администрации сельского поселения Дюртюлинский сельсовет муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан исх. N 401 от 16 ноября 2018 года Сагадиева А.Э. с 15 сентября 2014 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес На территории д. Сарсаз не имеется жилой дом, находящийся по ул. адрес
Таким образом, административным истцом не представлено суду допустимых и достоверных доказательств того, что в адрес административного ответчика в соответствии с требованиями статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направлялось налоговое уведомление и требование об уплате земельного налога за 2015 год, подтверждающих соблюдение порядка взыскания задолженности по земельному налогу за указанный период в принудительном порядке.
По смыслу приведенных правовых норм, при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, указанного в налоговом уведомлении, налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
Такие доказательства в ходе рассмотрения настоящего административного дела не представлены и в материалах дела отсутствуют.
Пункт 6 ст. 69 НК РФ предусматривает, что после вынесения налоговым органом требования оно должно быть направлено (передано) налогоплательщику.
Исходя из положений ст. ст. 46 - 48 НК РФ процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований ст. 69 НК РФ о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Поскольку в рассматриваемом случае данная обязанность налоговым органом не исполнена, так как требование фактически направлено по неверному адресу, основания для взыскания недоимки в судебном порядке отсутствуют.
Данные обстоятельства оставлены судом без внимания, решение о взыскании недоимки вынесено без учета того, что налоговым органом нарушена процедура принудительного взыскания.
Оценив представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что несоблюдение Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан требований ст.69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации препятствовали удовлетворению административного иска.
При таких данных оснований для взыскания недоимки по земельному налогу за 2015 год с Сагадиевой А.Э. у суда не имелось, требования административного истца удовлетворению не подлежали.
Довод представителя административного истца о том, что налоговое уведомление и требование об уплате налога направлялись по адресу налогоплательщика, представленному УФМС Республики Башкортостан в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ, не может явиться основанием для признания законными действий налогового органа, поскольку представление указанным органом неверных сведений о регистрации физического лица, и как следствие направление налоговым органом налогового уведомления и требования об уплате налога по неверному адресу, не свидетельствует о соблюдении административным истцом процедуры принудительного взыскания.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 августа 2018 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N27 по Республике Башкортостан к Сагадиевой А.Э. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год - отказать.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи: Ф.С. Гаиткулова
Х.А. Салихов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.