Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф,
судей Субхангулова А.Н,
Якуповой Н.Н,
при секретаре Дилявировой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Султанова К.А. на решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 октября 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать решение Совета муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан от 16.08.2018 г. N 273 незаконным и необоснованным.
Обязать Совет муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан отменить решение от 16.08.2018 г. N 273.
Обязать Совет муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан принять решение об ответственности депутата Совета муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан Султанова Камиля Аснафовича в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции", ч.ч. 7.1, 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Установить, что административный ответчик должен исполнить решение суда незамедлительно на внеочередном заседании после вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокуратура Караидельского района РБ в интересах Российской Федерации, муниципального образования - муниципального района Караидельский район РБ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Совету муниципального района Караидельский район РБ, о признании решения незаконным.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Караидельского района в ходе надзорной деятельности в Совете муниципального района Караидельский район РБ вскрыты грубейшие нарушения законодательства о противодействии коррупции, связанные с несоблюдением депутатом муниципального образования Султановым К.А. установленных законом ограничений и обязанностей, игнорированием требований антикоррупционного законодательства, влекущих досрочное прекращение полномочий.
Проведенной проверкой установлено, что Султанов К.А. является депутатом избирательного округа N 5 Совета муниципального района Караидельский район РБ с 18 сентября 2016 года. Кроме того, распоряжением главы администрации муниципального района Караидельский район РБ от 30 июня 2015 года N 50-к на должность начальника МКУ отдела образования, являющегося муниципальным учреждением администрации района, назначен Султанов К.А, с ним заключен трудовой контракт от 30 июня 2015 года N 32.
Распоряжением главы администрации муниципального района Караидельский район РБ от 20 июня 2017 года N 270 Султанов К.А. как начальник отдела образования поощрен денежным вознаграждением в размере одного месячного фонда оплаты труда за хорошую организацию праздника "Шежере байрамы - 2017". Аналогичные распоряжения о поощрении Султанова К.А. как начальника отдела образования издавались главой администрации муниципального района Караидельский район РБ 09 ноября 2016 года N 463, 10 октября 2017 года N 465, 06 марта 2018 года N 530.
В соответствии с ч.ч. 5, 5.1 ст. 36 ФЗ N 131 глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Таким образом, в нарушение требований ст. 11 ФЗ N 273 Султанов К.А. о возникшем конфликте интересов, выразившемся в личной заинтересованности при получении доходов в виде денежных средств от подконтрольного ему как депутату Совета муниципального района главы администрации муниципального района, не уведомил Совет муниципального района, каких-либо мер по предотвращению конфликта интересов не принято.
По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес Совета муниципального района Караидельский район 13 июля 2018 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием решить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Султанова К.А. за допущенные нарушения закона, неисполнение ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, которое было рассмотрено и 16 августа 2018 года принято решение, согласно которому полномочия депутата Султанова К.А. досрочно не прекращены, между тем факт нарушения им требований закона нашел свое подтверждение.
Таким образом, представительный орган местного самоуправления, достоверно зная о внесенном прокуратурой района представлении и нарушениях в действиях (бездействии) Султанова К.А. антикоррупционного законодательства, влекущих досрочное прекращение его полномочий, принял незаконное решение, чем были нарушены основные принципы антикоррупционной политики, в результате чего Султанов К.А. избежал предусмотренных законодательством мер юридической ответственности. Следовательно, решение Совета муниципального района Караидельский район РБ от 16 августа 2018 года N 273 является необоснованным и незаконным, противоречит государственной антикоррупционной политике.
Прокурор просил признать незаконным решение от 16 августа 2018 года N 273 и отменить его; обязать ответчика принять решение об ответственности депутата Совета муниципального района Караидельский район РБ Султанова К.А. в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ч.ч. 7.1, 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; установить, что административный ответчик должен исполнить решение суда по настоящему иску незамедлительно на внеочередном заседании после вступления решения в законную силу.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Султанова К.А, ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 307 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Султанова К.А, поддержавшего доводы жалобы, представителя Совета муниципального района Караидельский район РБ - Салахову Э.Р, полагавшую доводы жалобы обоснованными, представителя прокурора Караидельского района Караидельский район РБ - прокурора Муратову Е.М, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Караидельского района РБ в Совете муниципального района Караидельский район РБ была проведена проверка о соблюдении законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлено, что Султанов К.А. будучи депутатом Совета муниципального района не сообщил о возникшем конфликте интересов, выразившемся в личной заинтересованности при получении доходов в виде денежных средств от подконтрольного ему как депутату Совета муниципального района главы администрации муниципального района, не уведомил, каких-либо мер по предотвращению конфликта интересов не принял, то есть допустил существенные нарушения Федерального законодательства от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
13 июля 2018 года прокурором Караидельского района в Совет муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции - принять меры к устранению выявленных нарушений и недопущения впредь подобных нарушений закона; рассмотреть вопрос о досрочном лишении статуса депутата Совета муниципального района Султанова К.А.
Распоряжением Совета муниципального района Караидельский район от 31 июля 2018 года N 26 было назначено проведение служебной проверки в отношении депутата Совета муниципального района, начальника МКУ Отдел образования администрации муниципального района Караидельский район РБ Султанова К.А. по соблюдению им требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Совета муниципального района Караидельский район РБ, а также по урегулированию конфликта интересов 13 августа 2018 года, рассмотрев представление прокурора, признала, что Султановым К.А. не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов, и рекомендовала вынести рассмотрение представления на заседание Совета муниципального района.
Решением Совета муниципального района Караидельский район РБ от 16 августа 2018 года N 273 представление прокурора принято к сведению, полномочия депутата Совета муниципального района Караидельский район РБ четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Султанова К.А. не прекращены.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что непринятие депутатом совета муниципального района Караидельский район РБ каких-либо мер по предотвращению конфликта интересов, является основанием для прекращения его полномочий депутата, а принятое решение Совета муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан от 16 августа 2018 года N 273 незаконным и необоснованным, нарушающим требования федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно требованиям ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 1, 2 ст. 10 ФЗ-273).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо из числа, указанных выше, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Оно обязано уведомить о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 10.1 ст. 40 вышеуказанного закона полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решением Совета муниципального района Караидельский район от 29 августа 2016 года N 538 утверждено Положение о порядке сообщения депутатами Совета муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Согласно п. 2 Положения депутаты обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что полномочия депутата Совета муниципального района Караидельский район РБ четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Султанова К.А. не прекращены.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия представительного органа регламентированы ст. 35 вышеназванного закона, а также определяются уставом муниципального образования.
Согласно Уставу муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: представительный орган - Совет, глава муниципального района - председатель Совета, администрация муниципального района - администрация.
Глава администрации подконтролен и подотчетен Совету.
Депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Судом верно указано, что представительный орган местного самоуправления, достоверно зная о внесенном прокуратурой района представлении и нарушениях Султановым К.А. антикоррупционного законодательства, влекущих досрочное прекращение его полномочий, принял незаконное решение, чем были нарушены основные принципы антикоррупционной политики, в результате чего Султанов К.А. избежал предусмотренных законодательством мер юридической ответственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания решения Совета муниципального района Караидельский район РБ от 16 августа 2018 года N273 незаконным и необоснованным обязал отменить указанное решение.
Также судом первой инстанции на Совет муниципального района Караидельский район РБ обоснованно возложена обязанность устранить выявленное нарушение, а именно обязанность принять решение об ответственности депутата Совета муниципального района Караидельский район РБ Султанова К.А. в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции", ч.ч. 7.1, 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они полностью соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы жалобы о рассмотрении дела судом первой инстанции в отсутствие надлежащего извещения Султанова К.А. необоснованны, поскольку он был надлежаще извещен о дате и времени слушания дела. Согласно отчету об извещении с помощью смс-сообщения (л.д. 181-182) Султанов К.А. был извещен судебном заседании назначенном на 12 октября 2018 года на 11.00 часов 10 октября 2018 года в 16.22 часов. Доказательств невозможности участвовать на судебном заседании и ходатайства об его отложении им суду не представлено. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенного заинтересованного лица, который ходатайства об отложении дела слушанием и надлежащих доказательств, подтверждающих уважительность его неявки в судебное заседание, не представил.
Доводы заявителя об отсутствии конфликта интересов как обстоятельства, исключающего возможность досрочного прекращения его полномочий, основан на неправильном толковании норм материального права.
Из содержания указанного Федерального закона о противодействии коррупции следует, что установленные им нормы права адресованы и являются обязательными для всех перечисленных в нем лиц, то есть и для депутатов, не обладающими правом единоличного принятия решений, к числу которых относился и Султанов К.А.
Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на Совет муниципального района Караидельский район принять решение об ответственности депутата являются несостоятельными, поскольку административным ответчиком в нарушение требований действующего законодательства не рассмотрено представление прокурора от 13 июля 2018 года "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции", не выполнено требование законодательства о досрочном прекращении полномочий депутата Султанова К.А.
Доводы жалобы о том, что решение о премировании депутатов принималось не Султановым К.А. и обязанность по сообщению о возможном конфликте интересов не может быть возложена на него, основаны на неверном толковании норм права, и отмену решения суда не влекут.
Приведенные в обоснование апелляционной жалобы иные доводы не опровергают правильных выводов суда по обстоятельствам рассматриваемого дела, при этом, суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам административного истца и ответчика, основываясь на совокупности представленных сторонами доказательств.
Таким образом, при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы.
Нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Султанова К.А, - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Н. Субхангулов
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.